Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельностью
По преимущественному изучению источников получения знаний | По видам умозаключения | По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности | По формам деятельности учителя и учащихся |
Словесные, наглядные, практические | Индуктивные, дедуктивные | Репродуктивные, проблемно- поисковые. исследовательские, объяснительно - иллюстративные | Методы преподавания, методы учения |
Методы симулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению | Методы стимулирования и мотивации долга, ответственности в учении |
ситуации нравственных переживаний, занимательности, яркости, удивления, аналогий; познавательные игры; анализ жизненных ситуаций; ситуации успеха | Разъяснение личной и общественной значимости учения; учебные требования; поощрения; наказания |
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля | Методы графического контроля и самоконтроля | Методы программированного контроля и самоконтроля |
Индивидуальный, фронтальный, уплотненный опросы | Письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты, конспекты | Практические работы, опыты | Графики, схемы, таблицы, диаграммы и т. п. | Машинные, компьютерные |
Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение. Описание и т.д.
Слово учителя – самый доступный и распространенный инструмент. Главное – правильное построение мыслей. Слово учителя активизирует познавательные процессы (память, воображение и др.), чувства учащихся. Речь учителя должна быть образцом пользования слова. Используется преимущественно при изучении нового материала. и сочетаются с наглядными, практическими методами.
Наглядные методы: наблюдение, диа -, кино -, телефильмы, а также картины, опыты и т.д. В процессе наблюдения, дети познают окружающий мир, действительность, у них происходит процесс умственного развития. Наблюдая, дети учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, что повышает прочность усвоения. Наглядные методы помогают активизировать деятельность учащихся, систематизировать и обобщать их знания. Наглядные методы требуют подбора и сочетаются с словесными и практическими.
Практические методы – представляют собой форму овладения учебного материала, при помощи упражнений, самостоятельных работ, практических и лабораторных работ. При помощи этих методов происходит формирование и совершенствование практических умений, навыков.
Репродуктивные методы – основаны на функции памяти. Они повышают прочность знаний, так какобеспечивают восприятие учебного материала в определенной системе. Развивают все виды памяти..
Объяснительно- иллюстративный (информационно – рецептивный) метод. состоит из двух частей: теоретической (теоретические положения, сведения, доказательства) и практической (словесное объяснение, наглядности). Обе части должны быть уравновешенны. Если преобладает теоретическая часть, то обучение становится трудным. А если доминирует практическая часть, то обучение может стать слишком легким, а знания – поверхностными, что ведет к снижению умственного развития.
Проблемные методы – представляют собой формирование ситуаций, напоминающих научный поиск. Ученик самостоятельно ищет ответ на поставленный вопрос или проблемное задание. Повышенная познавательная активность учащихся способствует приучению мыслить самостоятельно. Эти методы имеют широкое распространение в системах развивающего обучения.
Исследование – представляет собой выполнение отдельных исследовательских заданий под руководством учителя (например, свойство воды в трех видах). Они используются на уроках биологии, природоведения.
3. Требования к методам обучения:
1. направленность метода обучения на решение учебно-воспитательных задач;
2. научность метода (обеспечивает правильное понимание закономерностей окружающего мира);
3. доступность метода и его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников (думать не только о том, что ученик понимает, но и том, что он может понять);
4. результативность метода обучения;
5. необходимость систематически изучать, заимствовать и использовать лучшие методы в своей работе.
4. Рассказ – форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер. Рассказ – это словесное описание событий, процессов и явлений в природе и т.д. в рассказе сообщается история научного события, открытия.
Требования к рассказу:
1. Определить тему и содержание;
2. Эмоциональность;
3. структура (начало, развитие событий, кульминационный пункт, финальная часть).
Рассказ употребляется на разных этапах урока. Может быть средством сообщения дополнительных знаний. Может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включен в процесс объяснения на разных его стадиях.
Объяснение – норма овладения теоретическим учебным материалом.
Особенность: теоретическое доказательство, которое включает:
1. постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития учащихся;
2. ясно осознаваемое теоретическое положение;
3. строгий, тщательный подбор фактического материала;
4. определенную форму рассуждений;
5. формулировку выводов;
6. дополнительные разъясняющие моменты.
Каждый из этих моментов требует тщательной подготовки. Существенным звеном объяснения является получение обратных связей. Нужно предусмотреть ответные реакции учащихся в ходе объяснения. Обратная связь помогает совершенствовать объяснение, вносить необходимые поправки и корректировку.
Беседа- как метод обучения представляет собой вопросоответную форму овладения учебным материалом.
Требования: строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопрос должен быть определенным, т.е. ученики всегда должны понимать предмет разговора. Они могут не ответить на вопрос или ответить неправильно, но прежде всего должны понимать, о чем спрашивает учитель, искусство правильно говорить (задавать) вопрос – это прежде всего умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание школьников.
Беседа – это всегда система вопросов. Система непростого набора элементов. В ней все взаимосвязано и подчинено главной основной идее. Поэтому вопросы беседы представляют взаимосвязь главных, второстепенных, дополнительных вопросов. Учитель заранее готовит такую систему. Формулируя вопросы, учитель четко представляет ту совокупность знаний, умений и навыков, которая необходима учащимся для ответа. Вопрос должен быть четким и ясным по форме.
Нельзя: включать труднодоступные термины, сложные обороты речи, повторять вопрос несколько раз. Однообразная, монотонная манера беседы с учащимися притупляет внимание, снижает интерес. Ответ должен быть определенным по содержанию, ясным по смыслу, ученик должен понимать о чем он говорит. Он не должен воспроизводить все подряд, а видеть главную идею ответа и разъясняющие моменты.
Ответ строится по определенному плану. Научить ученика этому трудно, особенно младших школьников. Дети чаще воспроизводят материал, чем самостоятельно излагают в соответствии со своим планом. Заранее предусмотренная система ответа значительно повышает доказанность, убедительность рассуждений. Главное, чтобы ученик понимал, что он доказывает и объясняет, и какими средствами.