Классификация методов обучения. Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельностью По преимущественному изучению источников получения знаний По видам

Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельностью

По преимущественному изучению источников получения знаний По видам умозаключения По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности По формам деятельности учителя и учащихся
Словесные, наглядные, практические Индуктивные, дедуктивные Репродуктивные, проблемно- поисковые. исследовательские, объяснительно - иллюстративные Методы преподавания, методы учения

Методы симулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга, ответственности в учении
ситуации нравственных переживаний, занимательности, яркости, удивления, аналогий; познавательные игры; анализ жизненных ситуаций; ситуации успеха Разъяснение личной и общественной значимости учения; учебные требования; поощрения; наказания

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля Методы графического контроля и самоконтроля Методы программированного контроля и самоконтроля
Индивидуальный, фронтальный, уплотненный опросы Письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты, конспекты Практические работы, опыты Графики, схемы, таблицы, диаграммы и т. п. Машинные, компьютерные

Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение. Описание и т.д.

Слово учителя – самый доступный и распространенный инструмент. Главное – правильное построение мыслей. Слово учителя активизирует познавательные процессы (память, воображение и др.), чувства учащихся. Речь учителя должна быть образцом пользования слова. Используется преимущественно при изучении нового материала. и сочетаются с наглядными, практическими методами.

Наглядные методы: наблюдение, диа -, кино -, телефильмы, а также картины, опыты и т.д. В процессе наблюдения, дети познают окружающий мир, действительность, у них происходит процесс умственного развития. Наблюдая, дети учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, что повышает прочность усвоения. Наглядные методы помогают активизировать деятельность учащихся, систематизировать и обобщать их знания. Наглядные методы требуют подбора и сочетаются с словесными и практическими.

Практические методы – представляют собой форму овладения учебного материала, при помощи упражнений, самостоятельных работ, практических и лабораторных работ. При помощи этих методов происходит формирование и совершенствование практических умений, навыков.

Репродуктивные методы – основаны на функции памяти. Они повышают прочность знаний, так какобеспечивают восприятие учебного материала в определенной системе. Развивают все виды памяти..

Объяснительно- иллюстративный (информационно – рецептивный) метод. состоит из двух частей: теоретической (теоретические положения, сведения, доказательства) и практической (словесное объяснение, наглядности). Обе части должны быть уравновешенны. Если преобладает теоретическая часть, то обучение становится трудным. А если доминирует практическая часть, то обучение может стать слишком легким, а знания – поверхностными, что ведет к снижению умственного развития.

Проблемные методы – представляют собой формирование ситуаций, напоминающих научный поиск. Ученик самостоятельно ищет ответ на поставленный вопрос или проблемное задание. Повышенная познавательная активность учащихся способствует приучению мыслить самостоятельно. Эти методы имеют широкое распространение в системах развивающего обучения.

Исследование – представляет собой выполнение отдельных исследовательских заданий под руководством учителя (например, свойство воды в трех видах). Они используются на уроках биологии, природоведения.

3. Требования к методам обучения:

1. направленность метода обучения на решение учебно-воспитательных задач;

2. научность метода (обеспечивает правильное понимание закономерностей окружающего мира);

3. доступность метода и его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников (думать не только о том, что ученик понимает, но и том, что он может понять);

4. результативность метода обучения;

5. необходимость систематически изучать, заимствовать и использовать лучшие методы в своей работе.

4. Рассказ – форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер. Рассказ – это словесное описание событий, процессов и явлений в природе и т.д. в рассказе сообщается история научного события, открытия.

Требования к рассказу:

1. Определить тему и содержание;

2. Эмоциональность;

3. структура (начало, развитие событий, кульминационный пункт, финальная часть).

Рассказ употребляется на разных этапах урока. Может быть средством сообщения дополнительных знаний. Может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включен в процесс объяснения на разных его стадиях.

Объяснение – норма овладения теоретическим учебным материалом.

Особенность: теоретическое доказательство, которое включает:

1. постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития учащихся;

2. ясно осознаваемое теоретическое положение;

3. строгий, тщательный подбор фактического материала;

4. определенную форму рассуждений;

5. формулировку выводов;

6. дополнительные разъясняющие моменты.

Каждый из этих моментов требует тщательной подготовки. Существенным звеном объяснения является получение обратных связей. Нужно предусмотреть ответные реакции учащихся в ходе объяснения. Обратная связь помогает совершенствовать объяснение, вносить необходимые поправки и корректировку.

Беседа- как метод обучения представляет собой вопросоответную форму овладения учебным материалом.

Требования: строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопрос должен быть определенным, т.е. ученики всегда должны понимать предмет разговора. Они могут не ответить на вопрос или ответить неправильно, но прежде всего должны понимать, о чем спрашивает учитель, искусство правильно говорить (задавать) вопрос – это прежде всего умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание школьников.

Беседа – это всегда система вопросов. Система непростого набора элементов. В ней все взаимосвязано и подчинено главной основной идее. Поэтому вопросы беседы представляют взаимосвязь главных, второстепенных, дополнительных вопросов. Учитель заранее готовит такую систему. Формулируя вопросы, учитель четко представляет ту совокупность знаний, умений и навыков, которая необходима учащимся для ответа. Вопрос должен быть четким и ясным по форме.

Нельзя: включать труднодоступные термины, сложные обороты речи, повторять вопрос несколько раз. Однообразная, монотонная манера беседы с учащимися притупляет внимание, снижает интерес. Ответ должен быть определенным по содержанию, ясным по смыслу, ученик должен понимать о чем он говорит. Он не должен воспроизводить все подряд, а видеть главную идею ответа и разъясняющие моменты.

Ответ строится по определенному плану. Научить ученика этому трудно, особенно младших школьников. Дети чаще воспроизводят материал, чем самостоятельно излагают в соответствии со своим планом. Заранее предусмотренная система ответа значительно повышает доказанность, убедительность рассуждений. Главное, чтобы ученик понимал, что он доказывает и объясняет, и какими средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: