Выделяют два вида поведения: девиантное поведение, деленквентное поведение

Девиантное поведение – отклоняющееся от принятых в обществе норм (хулиганство, кража, употребление наркотиков, самоубийство).

Деленквентное поведение – это цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, которые отличаются от криминальных наказуемых серьезных правонарушений и преступлений (драки, оскорбления, побег из дома – 10 – 13 лет, бродяжничество, аутоагрессия – против себя).

Факторы девиантного поведения:

1. референтная группа с антисоциальной направленностью;

2. неблагоприятная семейная среда;

3. потеря идентификации в учебном и других нормальных коллективах.

Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать нравственный иммунитет, т. е. нравственную устойчивость, способность избирательно относиться к воздействиям, сохраняя и реализуя свои нравственные позиции, делая свободный выбор.

Трудности:

1. искаженность понимания моральных норм (ложное товарищество);

2. правовые знания сосуществуют с опытом их исключающих (двойственность – «Я – знаю, что воровать нельзя, но я вижу, что он ворует»).

Осуществление профилактической работы:

1) устранение обстоятельств, которые способствуют формированию девиантного поведения;

2) оздоровление среды, условий жизни и воспитание тех учащихся, поведение которых вызывает обеспокоенность;

3) работа с детьми.

2. Трудовое воспитание – процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, преобразующие природу и материально-духовную культуру общества.

Цель – привитие любви к труду и уважение к людям труда, развитие у учащихся трудовых навыков и умений в процессе работы, побуждение к сознательному выбору профессии.

Компоненты системы трудового воспитания: трудовое обучение, общественно-полезный труд, умственный труд, производственный труд, бытовой труд, проф.ориентация.

С трудовым воспитанием тесно связано политическое образование. Политическое образование и воспитание обеспечивает производства и деятельности дает навыки простейшего образования орудиями труда.

Политехническое образование предполагает решению след.задач:

1. ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта.

2. выработка у учащихся некоторых практических умений и навыков с элементарными инструментами и приборами.

3. воспитание у учащихся общей культуры труда (умение организовать свое рабочее место, содержать его в полном порядке).

Особая роль в трудовом воспитании принадлежат урокам труда, общественной работе. Соединение обучения с производственным трудом создает предпосылки для современной профессиональной ориентации учащихся.

Труд – процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, преобразующий природу, материальную и духовную культуру общества.

Компоненты системы трудового воспитания:

1. Трудовое обучение – осуществляется в школе, на уроках труда.

2. Общественно – полезный труд – охрана природы, уборка мусора.

3. Умственный труд – осуществляется на уроках при выполнении с/р, к/р.

4. Производственный труд – работа школьников в промышленных, сельскохозяйственных предприятиях.

5. Бытовой труд – самообслуживание, выполнение обязанностей в семье.

6. Профессиональная ориентация – профессиональное просвещение, консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Сухомлинский В.А. назвал трудовое воспитание: «Гармония трех понятий: Надо. Трудно. Прекрасно»

Условия эффективности труда:

1. высокая нравственная основа и практическая ценность трудовой деятельности.

2. обеспечение взаимопомощи и сотрудничества.

3. посильность и результативность

4. усложнение труда с возрастом у детей.

5. многообразие видов труда и его непрерывность.

6. правильная организация детского труда.

7. творческий характер в трудовой деятельности.

Методика организации детского труда:

1. Планирование.

2. Инструктирование.

3. Контроль за ходом труда, стимулирование.

4. Оказание помощи, обучение приемам.

5. Оценка результатов коллективного и индивидуального труда.

Практическое занятие. Задание:

«Составьте анкету с вопросами для младшеклассников на тему:»Возможные пути преодоления не желания трудиться».

3. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс, направлен на формирование идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству, действительности. Развивается эстетическое восприятие, т.е. чувства, переживания. Эстетическое сознание – формирование эстетического идеала.

Красота – совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху.

Эстетика – система чьих – либо взглядов на искусство.

Эстетика – красота в художественном оформлении.

Эстетический – относящейся к чувству прекрасного, к красоте; изящный, красивый.

Эстет – поклонник всего изящного.

Эстетик – специалист по эстетике.

Основные понятия:

1. прекрасное – конкретно историческое проявление совершенство формы и содержания в предметах и явлениях природы, общественной жизни.

2. безобразное – несоответствие формы и содержания, ведущее к разрушению совершенного и гармоничного в конкретных исторических условиях.

3. комическое – несовершенное, т.е. подменить свое прекрасное и убедиться в своем несовершенстве.

4. трагическое – гибель одних и торжество других, как результат борьбы противоположностей.

5. искусство – форма общественного сознания с помощью которой люди отражают объективную реальность и выражают свое отношение к ней; концентрированноеэстетическое выражение к миру. В отличие от науки, искусство отражает действительность в художественных образах.

Функции искусства в жизни общества:

1. Эстетическая – предназначена для пробуждения, развития в человеке эстетического, идейно – эмоционального отношения к действительности, необходима глубокая идейность и совершенная художественная форма.

2. Познавательная – искусство отражает жизнь, исследует действительность художественными средствами в конкретно – исторических условиях. Оно может возвращать человека в прошлое или переносить его в будущее.

3. Воспитательная – сила эмоционального воздействия, произвольность искусства на столько велика, что способна влиять на формирование мотивов поведения, интересов и духовных потребностей.

4. Развивающая – заключается в Ом, что общение с искусством требует высокого напряжения всех его психологических и духовных сил.

Общение с искусством способствует развитию общих способностей личности (язык, мышление и т.д.).

Требование к эстетическому воспитанию:

1. нельзя забывать, что предмет искусства(чувства, эмоции) отличен от предмета науки (физика, химия).

2. наука исследует сам предмет, а искусство исследует отношение к предмету.

3. «воспринимающий», чтобы понять, что ему хочет сказать передающий человек информацию, человек должен как бы слиться с ним в единое эмоциональное целое.

4. в общеобразовании школьных ЗУНов и творчества должно быть самоцелью, а средством овладении языком искусства, чтобы через язык искусства воспринимать его художественную мнформацию.

Задачи:

1. развивать у всех учеников понимание искусства, любовь к искусству на всю жизнь.

2. в преподавании, в самом процессе, предметов искусства выявить учеников с наиболее выдающимися способностями.

Элементы эстетического сознания:

1. художественно-эстетическое восприятие – различать формы, цвета, оценки, композиции, музыкального слуха, развить умственные мысли художественными образами.

2. эстетическое переживание – эстетические чувства в единстве ис идейным осмыслением эстетического события, состояния очищения (катарсис).

3. эстетическая потребность – устойчивая нужда в общении с художественными эстетическими ценностями.

Пути решения задач эстетического воспитания:

1. через учебный воспитательный процесс (уроки)

2. внеучебная деятельность (кружки, выставки)

Средства эстетического воспитания: искусство, игра, труд, учение, общение, быт, мода.

4. Физическое воспитание – воспитание, направленное на приучение к здоровому образу жизни.

Составные физического воспитания: питание, отдых, закаливание, режим дня, отказ от вредных привычек.

Задачи физического воспитания:

1.развитие потребности интереса к укреплению своего здоровья,

2.стремление к здоровому образу жизни, занятиям физической культуры и спортом;

3.формирование и совершенствование умение и навыков ходьбы, бега, правильную осанку и красивую походку.

5. Половое воспитание – процесс, направленный на выработку черт личности и установок, определяющие, полезные для общества, отношение к человеку противоположного пола, не только в семье, а практически везде.

Психосексуальная культура – система стандартов и норм, регулирующих психосексуальное положение людей.

Понимание термина «половое воспитание» имеет два значения:

1. генитальные контакты между людьми.

2. поведение и отношение к идеям, моральным нормам и ценностям.

Основные направления полового воспитания:

1.половое воспитание – устанавливается оптимальная коммуникация (женщина – женственность, мужчина – мужественность),

2. сексуальное воспитание – направленно на оптимизацию формирования сексоэротические ориентации и сексуальное сознание в контексте о психосексуальной культуры и нравственные требования,

3. подготовка к ответственности супружества – формирование супружеских ролей и выработка установок взаимоответственного партнерства,

4. подготовка к ответственному родительству – предполагая формивание ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок,

5. формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания, от венерических заболеваниях.

Основное положения системы полового воспитания:

1. половая принадлежность – важный стержень формирования личности = формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины, и потребности следовать этим эталонам.

2. половое влечение – должно не подавляться, а наоборот поощряться, но именно в плане привития педагогом приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении противоположного пола,

3. сексуальное просвещение – необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых запретов; необходимо обсуждать с детьми, но не черезмерное просвещение.

6. Нравственное воспитание – воспитание, направленное на выработку моральных, нравственных качеств человека, его поведения.

Нравственное отношение:

1. отношение к Родине: патриотизм, чувство долга, любовь.

2. отношение к обществу: доброжелательность, уважение, знание и соблюдение законов общества.

3. отношение к труду: трудолюбие, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, деловитость, практичность.

4. отношение к людям: уважение, доброта, взаимопомощь, понимание, сочувствие, сострадание.

5. отношение к себе: адекватность, требовательность, самооценка, воля, чувства собственного достоинства.

Задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания, опыта поведения, развитие нравственных чувств.

Практическое задание:

Вспомнить поговорки, продолжить предложения_ «Для лучшего друга, я сделаю……..». «Он хорошо сделала, когда…»

7. Умственное воспитание – процесс развития самих форм размышления, познавательных процессов (памяти, воображения, мышления и т.д.)..

В истории русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие:

1. Теория формального образования – развитие форм размышления, при этом самообучение в школе рассматривалось как своеобразный курс умственной гимнастики.

2. Теория материального образования - самым главным и существенным в умственном воспитании считается развитие и воспитание конкретных, реальных знаний, которые в необходимой степени сами по себе определяют формы мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: