Задачи воспитания. Цель воспитания, как система, распадается на составные части – общие и конкретные задачи

Цель воспитания, как система, распадается на составные части – общие и конкретные задачи. Традиционно в отечественной педагогике цель воспитания включает следующие большие задачи:

- Умственное воспитание. Главная задача – вооружить школьников системой знаний основ наук; должно быть сформировано мировоззрение – это система взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание.

Задачи:

1. усвоение определенного объема научных знаний,

2. формирование мировоззрения,

3. развитие умственных сил, способностей, дарований,

4. развитие познавательных интересов,

5. развитие потенциальных возможностей личности,

6. формирование познавательной активности,

7. развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки,

8. вооружение учеников методами познавательной деятельности.

- Физическое воспитание. Задачи:

1. укрепление здоровья, правильное физическое развитие,

2. повышение умственной и физической работоспособности,

3. развитие и совершенствование природных двигательных качеств,

4. обучение новым видам движений,

5. развитие основных двигательных качеств,

6. формирование гигиенических качеств,

7. воспитание нравственных качеств,

8. формирование потребности в постоянных и систематических занятиях спортом,

9. развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

- Трудовое воспитание и политехническое образование

- Нравственное воспитание.

- Эмоциональное (эстетическое) воспитание. Задачи:

1.формирование эстетических знаний

2. воспитание эстетической культуры,

3. овладение эстетическим и культурным наследием прошлого,

4. формирование эстетического отношения к действительности,

5. развитие эстетических чувств,

6. приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде,

7. развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты,

8. формирование эстетического идеала,

9. формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках и т.д.

- Экологическое воспитание. Задача: сохранение экологии

- Правовое воспитание. Задача: педагоги вместе с семьей должны быть на острие профилактических мер, чтобы уберечь детей от противоправных действий, обеспечить мир и спокойствие в обществе

Причины формирования целей воспитания:

1. закономерности физического созревания организма,

2. психическое развитие людей,

3. достижение философской и педагогической мысли,

4. уровень общественной культуры.

Определяющим фактором целей воспитания всегда является идеология и политика государства. По этой причине цели воспитания всегда имеют ярко – выраженную, классовую направленность. Любой государственный строй стремиться прежде всего монополизировать воспитание. Не все педагоги согласны освоить воспитательную роль прислужницы идеологии. Вот почему в последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии.

Цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, одинокого пригодными для всех времен и народов. Они изменчивы и подвижны, имеют конкретно исторический характер. Произвольное выведение и постановка воспитания не допустима. При выборе и формулировке целей воспитания необходимо опираться на объективные закономерности развития природы, общества, человечества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества, в подготовке подрастающего поколения в определенных общественных функциях. Потребность общества определяется способом производства, уровнем производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества.

Рассмотрим изменения целей воспитания в зависимости от общественно- экономической формации.

И.П. Подласый насчитывал 5 общественно – экономических формаций:

1) Первобытнообщинный строй. Классового деления общества нет, все дети получают одинаковое воспитание – трудовая подготовка: охотиться, обрабатывать землю, изготовление орудий труда.

Цель воспитания: вооружить человека опытом выживания, т.е. знаниями и умениями, необходимых в суровых условиях жизни. Воспитательных учреждений не было.

2) Рабовладельческий строй. Воспитание становится особой функцией государства. Произошло классовое разделение. Это привело к различиям в характере целей воспитания. цель воспитания становятся дуалистической – двойственной.

Цель воспитания: подготовка к роли господ, приобщение к наука и искусству, подготовка к защите своего государства, подготовка к ведению захватничеких мероприятий (для обогащения и порабощения)

Цель воспитания детей – рабов: подготовка к выполнению приказаний господ, приучение быть послушными и смиренными. В соответствии с различными целями воспитания велась разная подготовка к жизни, дифференцировалось мировоззрение и формировалась психология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: