Методы научно – педагогического исследования

Научное исследование – такое исследование, результатом которого является новое знание о действительности, отвечающее критериям истинности.

Метод – способ изучения явлений, процессов, закономерностей окружающего мира. Методы научно-педагогического исследования бывают:

1.Теоретические.

Анализ. Синтез. Дедукция. Индукция. Классификация. Сравнение. Абстрагирование. Изучение документации, архивных документов.Построение гипотез. Моделирование.

2.Социально-педагогические методы.

Беседы. Анкетирование. Тестирование. Метод независимых характеристик.

3.Эмпирические.

Наблюдение. Самонаблюдение. Эксперимент. Изучение пед. опыта.

4.Методы обработки и объяснения собранных материалов.

5.Качественные методы: классификация, типологизация, систематизация, периодизация.

6.Интерпретационные методы: генетический, структурный, функциональный, комплексный, системный.

7.Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Выявление динамики существования и прогнозирование дальнейшего развития объекта.

8.Психодиагностические методики можно разделить на две группы:

Высокого уровня формализации: тесты, опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики.

Мало формализованные методики: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

 
4.Образование как социальное явление.

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация.

Понятие "образование" (аналогично немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Образование стало особой сферой социальной жизни.






Подборка статей по вашей теме: