Концепция знаково-контекстного обучения разработана А. А. Вербицким в рамках деятельностной теории усвоения социального опыта. Знаково-контекстное обучение или просто контекстное, это такое обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности.
Учение не замыкается здесь само на себе – учиться, чтобы получить знания, - а выступает той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности специалиста. Как и в традиционном обучении, учебный материал предъявляется здесь в виде учебных текстов как знаковых систем (отсюда “знаково-контекстное обучение”) и по-прежнему выступает как информация, которую нужно усвоить. Но есть чрезвычайная добавка – за этой информацией, сконструированными при ее посредстве задачами, проблемными ситуациями, моделями просматриваются реальные контуры профессионального будущего. Это наполняет процесс учения личностным смыслом, создает возможности для целеобразования и целеосуществления, движения деятельности от прошлого через настоящее к будущему, от учения к труду.
Таким образом понятие “ контекст ” является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного включения обучающегося в процессы познания, овладения профессиональной деятельностью.
С позиции концепции контекстного обучения продуктивнее рассматривать не два ведущих типа деятельности – учения и труда, а два разных этапа развития одной и той же деятельности в ее генезисе. На первом этапе происходит становление деятельности, в процессе которого субъект учения целенаправленно осуществляет определенные виды активности по овладению необходимым для труда арсеналом знаний и практических действий, способностей и социальных ценностей. На втором этапе арсенал должен выступить средством выполнения, регуляции реальной профессиональной деятельности, имеющей ту же общую структуру, что и профессиональная, но с качественно иным содержательным наполнением звеньев этой структуры – потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предмета и результата.
Единицей работы преподавателя и студентов является в контекстном обучении ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Ситуация несет в себе возможности развертывания содержания образования в его динамике, позволяет задать систему интеллектуальных и социальных отношений людей, вовлеченных в эту ситуацию (преподавателя и студентов как субъектов образовательного процесса), составляет объективную предпосылку зарождения мышления обучающегося. Подчиняясь нормам компетентных предметных действий и нормам поведения людей в ходе анализа и разрешения ситуации, студент формируется как специалист и член общества в едином потоке активности, направленной на усвоение содержания образования.
Можно выделить три базовые формы деятельности студентов и некоторое множество переходных от одной базовой формы к другой. К базовым относятся:
· учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность) с ведущей ролью лекции и семинара;
· квазипрофессиональная (деловые игры и другие игровые формы),
· учебно-профессиональная (НИРС, производственная практика, “реальное” дипломное проектирование).
В качестве переходных от одной базовой формы к другой выступают все остальные формы, используемые в вузе: лабораторно-практические занятия, имитационное моделирование, разыгрывание ролей, анализ конкретных производственных ситуаций, спецкурсы и спецсеминары и т. п. В своем системной качестве все это составляет технологию знаково-контекстного обучения.
|
|
|
Учебная Квазипро- Учебно-
деятельность фессиональная профессиональная
академического деятельность деятельность.
типа
Данная технология позволяет преодолеть противоречие между неадекватностью форм организации учебно-познавательной деятельности студентов формам профессиональной деятельности специалистов, в то время как согласно деятельностной теории усвоению они должны быть адекватны, если ставшая цель овладения деятельностью.
Учебный предмет в контекстном обучении становится динамическим, множественным, соответствующим логике перехода от учения к труду.
Содержание контекстного обучения является гибким, поскольку для специалиста конкретного профиля оно модифицируется в зависимости от того, будет ли он научным работником, инженером – технологом, работником управления и т. п.
Значимое место в системе контекстного обучения отводится формам самостоятельной работы студентов. Для этого нужно разработать и дать студентам комплекс дидактических средств и методических материалов.
В условиях контекстного обучения, органически сочетающего на деятельностной основе и традиционные формы и методы обучения, которые выбираются в зависимости от конкретных целей и содержания обучения и образования, появляется реальная возможность гуманизации труда, как студентов, так и преподавателей. Вместо позиции объекта педагогического управления, в которую ставит студента традиционное обучение, новый тип обучения рассматривает его как полноправного субъекта деятельности, совместно с преподавателем и под его педагогическим руководством, в условиях авторитетной педагогики добивающегося целей своего общего и профессионального развития.
В контекстном обучении получают воплощение следующие принципы:
· последовательное моделирование в формах учебной деятельности студентов целостного содержания и условий профессиональной деятельности специалистов;
· связь теории и практики;
· совместная деятельность;
· проблемность;
· единство обучения и воспитания.