Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного, систематического развития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Является частью процесса социализации.
Объектом, субъектом и главным критерием эффективности воспитательной системы школы является развивающаяся личность ребенка.
Для реализации такой модели личности ученика, мы построили воспитательную систему школы основанную на нескольких методологических подходах. В качестве основных нами использовано два методологических подхода:
1. Системный подход.
Сущность подхода заключается в системном видении педагогических явлений и процессов, происходящих в школе, то есть видеть в педагогических явлениях разные компоненты, устанавливать между ними связи, оценивать результаты их взаимодействия, устанавливать связи с другими внешними системами.
2. Личностно- ориентированный подход.
Сущность подхода заключается в методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.
|
|
Наряду с этими основными методологическими подходами мы частично использовали и другие подходы:
Средовой подход.-Использование окружающей социальной среды, её культурных и социальных объектов, для более гармоничного развития личности ребенка и воспитания гражданственности.
Рефлексивный подход.- Использование приемов рефлексии для формирования у ребенка потребности осуществлять непрерывную самооценку себя, своих отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, корректировании с учетом этого собственной позиции.
Проблемно-ориентированный подход.-Выявление проблем на основе анализа содержания собственной деятельности и деятельности всех участников педагогического процесса.