double arrow

Воспитание как культурно-исторический феномен


Издревле слово «воспитание» означало «вскармливание», «питание» ребенка. Но формирующемуся человеку нужна не только материальная, физическая пища, ему еще очень важна пища духовная. Человеческое дитя становится Человеком только благодаря воспитанию, которое и обогащает его духовно и нравственно.

Воспитание – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

И сегодня воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.

• Воспитание – это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на максимальное развитие личности ребенка через вхождение его в контекст современной культуры и становление его как активного строителя собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.

• Воспитание – это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.

• Воспитание – это целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях.

В зависимости от времени, уровня развития общества и его направленности (конкретно-исторических условий) менялось и понимание воспитания.

На протяжении многих сотен лет (до XIX в.) философы и ученые считали, что воспитание должно ориентироваться на формирование привычек, навыков по добыванию, производству продуктов питания, изготовлению одежды, жилища, орудий производства, уходу за детьми.

В течение многих веков воспитание на Руси подразумевало помощь человеку в овладении христианскими добродетелями сообразно его природе и назначению.

В XIX в. К.Д. Ушинский указывал на нравственные основы воспитания, определяя его как «духовное питание» воспитанника и восхождение на новый уровень отношений с миром и с самим собой.

В советский период XX в. осуществлялось коммунистическое воспитание, целью которого провозглашалось всестороннее гармоничное развитие личности в процессе передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым, младшим поколениям через подготовку их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

В 90-е гг. XX в. воспитание рассматривалось как педагогическое управление процессом развития личности.

В современных условиях (начало XXI в.) Педагогический энциклопедический словарь, например, предлагает следующее определение: воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Мы видим, что подходы к определению понятия «воспитание» разнообразны и разноплановы. Воспитание может рассматриваться как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т.д. Основой воспитания и сегодня являются общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Оно целенаправленно и способствует приобретению человеком определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта.


Сейчас читают про: