Коллектив как объект и субъект воспитания
Слово «коллектив» с латинского переводится как «толпа», «сборище», «группа», «объединение». Под коллективом понимается:
1) любая организационная группа;
2) высокий уровень развития группы. Основные признаки
коллектива:
1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными
интересами и не противоречить законам государства;
2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый
член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности;
3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности
между членами коллектива в целях достижений цели вкладываются особые
отношения;
4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее
авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является
сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как
взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.
В любом коллективе различают типы отношений:
1) личные, основанные на привязанностях, симпатиях или
|
|
антипатиях;
2) деловые — совместные решения каких-либо социальных задач.
В коллективе объединены разные личности, которые имеют общую
цель и общую деятельность для Достижения этой цели. Особое значение
занимает воспитательный коллектив. Он создается в школе среди
учащихся на базе хороших социальных отношений, общих
стремлений к достижению успеха. Воспитательный коллектив является
субъектом воспитания и организации собственной деятельности. Все
учащиеся школы входят в так называемый единый общешкольный
коллектив. Он включает в себя: первичные коллективы (т. е. классы);
временные коллективы (спортивные секции, кружки, коллективы);
формальные коллективы (ученический комитет, органы самоуправления
учащихся); неформальные коллективы (неформальные сообщества).
Важнейшие средства воспитания детского коллектива:
1) учебная работа;
2) внеклассная работа;
3) трудовая деятельность;
4) общественно-социальная деятельность, культурно-
просветительская деятельность учащихся.
Для воспитания здорового, развитого ученического коллектива
необходимо опираться на следующие принципы: воспитывать ученический
актив, который будет положительно воздействовать на весь коллектив и во
всем помогать педагогу; для дальнейшего успешного развития и
воспитания коллектива необходимо четко формулировать педагогические
требования; на развитие коллектива и целостного становления каждого
члена коллектива влияет организация учебной, трудовой,
просветительской, спортивно-оздоровительной деятельности, поддержка
положительных традиций коллектива, которая укрепляет сплоченность
коллектива.