Типология воспитательных систем. Гуманистические воспитательные системы

В зависимости от понимания назначения образования исследователями выделяются ценностные основания, являющиеся базой для создания определенных типов воспитательных систем (Н.С. Розов). При этом следует иметь в виду, что различные ценности могут сосуществовать в образовательных парадигмах. Однако только та ценность, которая составляет сущность (смысл) парадигмы, является определяющей ее направленность. Так, Б. Битинас считает возможным выделить следующие типы воспитательных систем:


1. Воспитание, основанное на трансцедентных ценностях. Духовное воспитание нацелено на приближение воспитанника к абсолютной ценности - высшему Существу. Содержание воспитания включает такие ценности, как душа, бессмертие, посмертное счастье, вера, любовь, надежда, вина, покаяние, искупление и др.


2. Воспитание, основанное на социоцентрических ценностях. Его базовые ценности - свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, гуманность, солидарность, согласие и др. Готовность личности к самопожертвованию ради блага других людей, семьи, нации, партии, общества считается критерием ее воспитанности.


3. Воспитание, основанное на антропоцентрических ценностях. Такое воспитание нацелено на возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовые ценности - самореализация, автономность, субъектность, польза, искренность, личностность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: