Категории – основные, фундаментальные в данной науке понятия. Категории подразделяются на общенаучные (используются многими науками) и дисциплинарные (принадлежат одной группе наук: педагогической, психологической и др.0
Общенаучные категории, используемые педагогикой:
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов.
Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).
Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
|
|
В качестве основных педагогических категорий выступают:
Воспитание - основная категория педагогической науки:
- в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;
- в широком педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
- в узком педагогическом значении - специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
Обучение - специально организованный, управляемый процесс активного целенаправленного взаимодействия учителей (обучающих) и учеников (обучаемых), направленный на формирование определенных знаний, умений и навыков, опыта деятельности и поведения, а также определенных личностных качеств.
Обучение включает в себя две взаимосвязанные деятельности:
- преподавание («руководство учением»)- деятельность обучающего по организации учебного труда обучаемых, формированию у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерной и систематической передаче содержания образования;
- учение - деятельность обучаемого по усвоению содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности.
|
|
Образование - понимается как:
- как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков (ЗУНов), опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;
- как результат - достигнутый уровень в усвоении ЗУНов, опыта деятельности и отношений;
- как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.
Педагогическое взаимодействие - случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт воспитателя и воспитанника (ов), в следствие которого происходит взаимное изменение их поведения, деятельности, отношений, установок.
Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности. Педагогическая система включает в себя:цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность и отношения, возникающие между субъектами; среду педагогической системы (социальные, биологические и природные факторы, оказывающие существенное влияние на управление процессом социального развития личности учащегося); педагогические средства (содержание педагогической деятельности, формы и методы педагогической работы); управление, направленное на создание условий для решения образовательных задач и обеспечивающее единство компонентов системы. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом.
Педагогический (образовательный) процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, для достижения образовательных целей, направленных на удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии (преобразовании личностных свойств и качеств воспитанников).