В.А.Сухомлинский и его педагогическая система

Василий Александрович Сухомлинский родился в 1918 г. в с. Омельник под Кременчугом. Окончив рабфак, а потом Полтавский пе­дагогический институт, он посвятил свою жизнь воспитанию детей. С 1944 г. до последнего дня своей жизни (2 сентября 1970 г.) В. А. Сухомлинский руководил Павлышской средней школой.

Воспитание - это постоянное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и к злу, подготовка к активной борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

В. А. Сухомлинский был против одностороннего понимания воспи­тания лишь как воздействие на формирующуюся личность. Воспитание закономерно включает в себя многообразные явления жизни, все то, что ребенок делает, видит и чувствует: весь уклад жизни, духовные и моральные ценности, нравственные отношения между людьми, которые его окружают, их духовную культуру.

В. А. Сухомлинский признает два источника воспитания:

1) заранее продуманная воспитательная работа с детьми;

2) сложные явления жизни, взаимоотношения людей, их поступки.

Важное положение Сухомлинского - воспитание не искоренение не­достатков, а укрепление в ребенке всего лучшего. Тогда пороки иско­реняются сами по себе, их "вытесняет бурная поросль достоинств".

Воспитание осуществляется в отношениях, в основе которых должны лежать не власть и подчинение, - они не вызовут взаимного доверия, податливости, - а уважение и любовь.

В. А. Сухомлинский дал глубокий анализ содержанию воспита­ния. Наряду с трудовым, умственным, эстетическим и физическим он во всех педагогических трудах обращает особое внимание на нравствен­ное воспитание. Главным в нравственном воспитании он считает фор­мирование личного отношения подростка к окружающей действитель­ности, воспитание долга и ответственности перед обществом, перед родителями, перед коллективом, перед самим собой - перед совестью.

Эта задача осуществима лишь в том случае, когда ребенка приу­чают к преодолению трудностей, к борьбе к сдержанности к самообла­данию.

Правильное воспитание пробуждает чувство ответственности и формирует способность, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. В воспитании, по В. А. Сухомлинскому, важно возбудить желание самосовершенствования. Связующая воспитателя и воспитанника нить - это искреннее желание воспитанника стать лучше, а воспитателя - видеть воспитанника лучшим, чем он есть сейчас. Такое отношение вос­питателя рождает у воспитанника веру в себя, в возможность своего развития.

Воспитательным идеалом Павлышской средней школы была всесто­ронне и гармонически развитая личность, активный участник общест­венного процесса. "Гармония способностей и потребностей дает чело­веку ту полноту духовной жизни, которая осознается и переживается им как счастье". (В. А. Сухомлинский. Павлышская средняя школа).

Проблема эстетического воспитания в школе Сухомлинского ре­шалась следующим образом: здание Павлышской школы утопало в зеле­ни; вдоль дороги, которая вела к школе, высаживались цветы; в кабине­тах и классах на стенах висели репродукции картин, неотъемлемым ат­рибутом каждой классной комнаты были зеленые комнатные растения, а в некоторых и аквариум.

Что касается трудового воспитания, то оно особенно важно, как отмечал В. А. Сухомлинский, в единстве с интеллектуальной жизнью. Каждой ступени интеллектуального развития личности должна соответствовать определенная ступень трудового мастерства, трудо­вой зрелости.

Так ученик, решающий на уроке математики сложные задачи, стоит высоко по уровню трудового развития: владеет умениями и навыками электромонтажного дела и радиотехники, управляет двигателем внут­реннего сгорания, производит наладку металлообрабатывающих станков.

Задачу общеобразовательной школы Сухомлинский видит в том, чтобы воспитать у учеников любовь к знаниям, книге, науке, возможно полнее раскрыть способности каждого вступающего в жизнь юноши, каждой девушки. Поэтому каждый ученик в старших классах в школе Сухомлинского имел возможность выходить за рамки программы по тому предмету, который его в наибольшей мере интересует. Сухом­линский говорит о целесообразности создания особой программы ин­теллектуального и трудового развития и совершенствования.

Во многом проблему выявления способностей и задатков в Пав­лышской средней школе решали кружки, которых насчитывалось около 80 (химия, металлургия, металлообработка, радиотехника, электротехника, автоматика, литература, поэзия, музыка, сельскохозяйственное про­изводство и т.д.). Надо сказать, что наряду с этим, кружки решали проблему профессиональной ориентации.

Критерием воспитанности по В. А. Сухомлинскому является со­весть человека, его умение видеть себя глазами людей и оценивать свое поведение со стороны. Это и рождает желание стать лучше само­му и приносить радость другим. Создавая радости для других, человек испытывает гордость за себя. Это очень важный стимул воспита­ния. Для того чтобы воспитать гуманного человека, отношение воспи­тателей к детям должно быть гуманным. Гуманизм Сухомлинский опре­деляет как справедливость, как сочетание уважения с требователь­ностью. По-настоящему требовать - значит уметь понять и почувство­вать, что ребенку посильно и что непосильно, помочь ему в его уси­лиях.

Важный элемент школьного воспитания - самовоспитание. Оно зак­лючается в том, что, познавая окружающий мир - природу, труд, общест­венную жизнь - воспитанник познает и самого себя, оценивая свои убеждения, поступки, поведение с точки зрения самых высоких идеалов.

Таким образом, Сухомлинский видел суть воспитания в умении вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которых отражается от­ношение к людям и к себе. Воспитание должно стимулировать внутрен­нюю работу ума и сердца, в процессе которой рождается убежденность человека.

Важной задачей воспитания Сухомлинский считал формирование сознания - мировоззренческих, моральных и эстетических поня­тий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно зна­чимым поступкам. Одна из центральных задач школы - воспитание благо­родных чувств - любовь к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческих достоинств каждого, радость сознания и преобразования мира, бескорыстное наслаждение культурными богатствами.

Отсюда основным содержанием нравственного воспитания Сухом­линский считал формирование таких качеств личности, как идей­ность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Какие же методы воспитания рекомендует В. А. Сухомлинский? Он придает большое значение воздействию словом. СЛОВО должно быть со­держательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставить след в мыслях и в душе воспитанника. Сам В.А.Сухомлинский написал более тысячи сочинений-миниатюр, каждое из которых он посвятил явлениям природы, чувс­твам, переживаниям. Очень часто эти сочинения-миниатюры он читал на своих уроках, призывая своих учеников думать, размышлять. Воспитание словом осуществлялось и посредством книг. В кабинете литературы Павлишской школы было такое объявление: «Юноши идевушки. Перед вами названия книг, которые вошли в художественную сокровищницу человека. Их надо прочитать несколько раз. Эти книги научат вас жить, откроют перед вами красоту искусства".

Воспитательные задачи осуществляются успешнее, когда школа и семья выдвигают единые требования. Тогда нет раздвоенности, проти­воречий, которые мешают ребенку разобраться в нравственных поняти­ях и выбрать четкую линию поведения. Педагогический коллектив Пав­лишской школы работал совместно с родительским коллективом. Была образована родительская школа, слушатели которой были разделены на 5 трупп (по возрасту детей):

1) дошкольники (5-7лет),

2) I-II классы,

3) III-IV классы,

4) V-VII классы,

5) VIII-X классы.

Занятия в родительской школе проводились два раза в месяц. Основной формой занятий были лекции и беседы директора, завуча и наиболее опытных учителей. Особое внимание уделялось возрастной психологии, психологии личности, теории физического, умственн­ого, нравственного и физического воспитания.

Ребенка под свое покровительство школа брала с дошкольных лет, так как именно в этом возрасте воспитывается жажда зна­ний, любознательность и пытливость, закладываются основы морали. В своей Школе радости Сухомлинский учил дошкольников обращать вни­мание на красоту окружающей природы. Уроки часто проводились в лесу, роще, на лужайке. Большое значение также предавалось прослушиванию классической музыки.

Семью В.А.Сухомлинский считал подлинной школой воспитания любви, сердечности, отзывчивости. Особую роль в ней играет мать. Педагог стремиться всеми средствами воспитать у детей глубокое уважение к матери, желание помочь ей своим трудом, заботой. В школе Павлыша были установлены традиции, способствующие формированию чувств любви и уважения к матери, это: выращивание цветов, яб­лонь, кустов роз для нее, проведение Праздника матери.

Среди других традиций, существовавщих в Павлишской школе, можно отметить такие:

1) встреча семилетних малышей - будущих первоклассников (начало июня); они получали в подарок книгу;

2) праздник первого звонка для первокласников: ученики выпуск­ного класса поздравляют детей, ведут малышей на школьный участок и передают под наблюдение новых школьников деревца, посаженные когда-то ими самими 10 лет назад, затем сажают вместе яблоньку;

3) праздник последнего звонка для выпускников;

4) вручение аттестатов;

5) ежегодные встречи выпускников (30 января);

6) праздник матери;

7) праздник девочек (первое воскресенье зимних каникул);

8) весенние праздники - Праздник песни, Праздник цветов, Праздник птиц;

9) новогодняя елка для самых маленьких;

10) зимний праздник снежного городка и т.д.

Павлишская школа Сухомлинского дала благополучную почву для раскрытия способностей и задатков учеников; учителя школы успешно справились с задачами воспитания, стоявшими перед ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: