Категория подтекста

Категория образа автора, категория когезии.

Категории текста

1. Понятия «категории текста», «пресуппозиция».

В философии категория определяется как предельно широкое понятие, в котором отображаются наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира.

Категории текста отражают его наиболее общие и существенные признаки и представляют собой ступеньки в познании его онтологических, гносеологических и структурных признаков. Исследование категорий текста предполагает выявление особенностей текстовой структуры, организации языковых единиц, связей, которые устанавливаются между ними.

Антропоцентризм языка, проецируясь на художественный текст, делает ведущей категорией текста образ автора. Эта категория определяет отбор языковых средств. Картина мира, моделируемая в художественном тексте, оказывается пропущенной через индивидуальное сознание художника. К категориям текста также относят художественное время и пространство, информативность, подтекст, причинность, модальность, когезию и др.

Анализ категорий текста тесно связан с анализом смысла текста. В определении смысла текста читатель опирается не только на данный текст, но и на знание других текстов, на те ассоциативные связи, которые устанавливаются между ними. Смысл текста изменяется в зависимости от экстралингвистических условий коммуникации, от тезауруса коммуникантов, от их фоновых знаний. Смысл текста соотносится с той внутренней моделью мира, которая создается в сознании человека. Глубина понимания текста сопряжена с личностными особенностями читателя, с характером его восприятия. Восприятие текста предполагает активное сотворчество автора и читателя. Таким образом, в процессе декодирования текста большое значение приобретает предварительное знание, обеспечивающее подлинное понимание текста. Оно является условием удачной коммуникации.

Предварительное знание, сумму фоновых знаний мы понимаем как пресуппозицию — знание реалий, мифологии, истории народа и литературы. Пресуппозиция важна для осмысления таких категорий текста, как подтекст, информативность, художественное время и пространство. Таким образом, пресуппозиция — это и способ семантического анализа текста, раскрывающий различного рода связи, основывающиеся на прогнозировании семантики слов, словосочетаний, сверхфразовых единиц и т. д.

Термин образ автора ввел в научный обиход В.В. Виноградов. Образ автора – это концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем-рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-эстетическим средоточием, фокусом целого. Иначе говоря, это смысловое образование, имеющее некоторую структуру, которая определяется тем, как автор строит повествование (от третьего лица или вводит рассказчика, сменяет его другим и т.д.) и, следовательно, чьи точки зрения (видения) представляет в произведении (повествователя, рассказчика, персонажей), в каких формах (монолог /диалог) и композиционно-смысловых типах речи (описание, повествование, рассуждение) передает содержание, как соотносятся в произведении авторская и «чужая» речь (прямая, косвенная, несобственно-прямая), какой смысл в его рамках приобретает выбор отдельных слов, употребление определенных конструкций. То есть образ автора представляет собой словесно-речевую структуру эстетически значимых средств произведения.

Обратимся к анализу текста известного стихотворения Р. Киплинга «Если» ("If").

If you can keep your head when all about you

Are losing theirs and blaming it on you,

If you can trust yourself when all men doubt you,

But make allowance for their doubting too;

If you can wait and not be tired by waiting,

Or being lied about, don't deal in lies,

Or being hated, don't give way to hating,

And yet don't look too good, nor talk too wise;

If you can dream—and not make dreams your master;

If you can think—and not make thoughts your aim,

If you can meet with Triumph and Disaster

And treat those two impostors just the same;

If you can bear to hear the truth you've spoken

Twisted by knaves to make a trap for fools,

Or watch the things, you gave your life to, broken,

And stoop and build 'em x up with wojn-out tools;

If you can make one heap of all your winnings

And risk it on one turn of pitch and toss,

And lose, and start again at your beginning

And never breathe a word about your loss;

If you can force your heart and nerve and sinew

To serve your turn long after they are gone,

And so hold on when there is nothing in you

Except the will which says to them: "Hold on!"

If you can talk with crowds and keep your virtue

Or walk with kings—nor lose the common touch,

If neither foes nor loving friends can hurt you,

If all men count with you, but none too much;

If you can fill the unforgiving minute

With sixty seconds' worth of distance run,

Yours is the Earth and everything that's in it,

And—which is more—you'll be a Man, my son!

В стихотворении Киплинга ведущей текстовой категорией является категория образа автора. Нравственно-этические нормы и философское кредо, которые излагаются в произведении, отражают авторскую точку зрения. По мнению писателя, они должны составлять сущность сильной личности. Стихотворение — заповедь следующим поколениям. В нём звучит призыв к мужеству и стойкости, к умению презреть невзгоды, встать выше людской хулы и людской хвалы. Стихотворение учит быть выше сословных различий, учит терпимости к человеческим слабостям.

Естественно, нельзя отождествлять образ автора и писателя как человека. Тем не менее, это произведение в наиболее открытой форме представляет образ автора.

Категория образ автора определяет отбор и аранжировку языковых средств. Отметим некоторые ведущие языковые средства. Одним из них следует считать местоимение you как компонент функционально-семантической категории персональности. Оно характеризуется двуплановостью, это и средство индивидуализации и генерализации, обращение и к одному лицу, и к целому поколению. Местоимение you придает всему стихотворению атмосферу доверительного разговора и одновременно огромную обобщающую силу. Многократный повтор местоимения you, множественное вынесение его в сильную позицию способствует его полной смысловой и структурной интеграции текстом: If you can keep your head...; If you can wait; If you can dream и т. д. В последней строфе — you'll be a Man, my son! — этому способствует и конвергенция стилистических приемов (скопление в одной точке текста пучка стилистических приемов, выполняющих общую стилистическую функцию): апостр о фа ( В поэтических художественных произведениях апостро́фа — риторический приём, обращение (часто неожиданное) к одному из слушателей или читателей), графическое выделение, восклицательный знак.

Образ автора организует и другие категории, в частности категорию когезии — внутритекстовые связи.

Композиционно-структурной формой реализации когезии является строение всего произведения, каждой строфы, каждого стиха. Основным принципом организации выступает синтаксический параллелизм. Строфы имеют идентичное семантическое построение: «условие — следствие». В основе большинства строф лежит антитетическое противопоставление:

If you can wait and not be tired by waiting;

If you can dream—and not make dreams your master;

If you can talk with crowds and keep your virtue.

Однотипное построение первого предложения большинства строф поддерживается хиазмом, который представляет собой повтор с инвертированным порядком слов:

If you can wait and not be tired by waiting,

Or being lied about, don't deal in lies,

Or being hated, don't give way to hating,

And yet don't look too good, nor talk too wise...

На уровне лексикисинтаксический параллелизм поддерживают антонимы: kеер one's head—lose one's head; trust — doubt; однокорневые слова: wait—waiting; to lie—lie; to dream—dreams; to think—thoughts.

К ядру поля следует отнести ретардацию Ретарда́ция — литературно-художественный приём: задержка развития действия включением в текст внефабульных элементов — лирических отступлений, различных описаний (пейзаж, интерьер, характеристика). Именно ретардация несет основную смысловую нагрузку. Все стихотворение строится таким образом, что только в последней строфе разрешается напряжение и выражается основная мысль автора: стать настоящим человеком можно только в том случае, если закалить волю и чувства и подчинить все единой цели. Последняя строфа завершает цикл, разрешает напряжение и поэтому строится иначе. Именно в эту строфу вплетена метафора:

If you can fill the unforgiving minute

With sixty seconds' worth of distance run...

Очевидно, к периферийным явлениям следует отнести графические средства, рифму.

Ядром категории подтекста может быть цитата. Рассмотрим, например, следующее стихотворение американского поэта Лоуренса Ферлингетти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: