Цели и принципы педагогического процесса в профессиональной школе

Цели профессионального образования определяются социально-экономическими задачами, стоящими перед современным обществом. Профессиональное образование предполагает формирование у будущего специалиста готовности к профессиональной деятельности, создание условий для его самоопределения в профессиональной деятельности. Любой из создаваемых в профессиональном учебном заведении педагогических процессов имеет свою цель. Эти процессы создаются и реализуются и на уроке, и во внеучебной деятельности. Имеет цель и вся совокупность педагогических процессов в профессиональном учебном заведении.

Виды педагогических целей выделяются по разным признакам.

По уровню социальной значимости выделяют несколько ступеней педагогических целей профессионального образования.

Высшая ступень – уровень социального заказа отражает государственные цели и реализуется в государственных образовательных стандартах. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах.

Следующая ступень – уровень образовательной программы, образовательного учреждения - характеризует цели отдельных образовательных систем и этапов образования (начального, среднего, высшего профессионального образования). Образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов и учитывают особенности типа образовательного учреждения и ступени профессионального образования.

Более низкий уровень - уровень конкретного учебного курса и каждого учебного занятия. Данные цели определяются с учетом особенностей конкретного учебного предмета, контингента обучаемых, места конкретного учебного занятия в общей системе обучения и пр.

В зависимости от области деятельности обучаемых педагогические цели могут быть: гностическими (познавательными) - для теоретического обучения, психомоторными (для практического обучения) и аффективными (для воспитательной деятельности).

В соответствии со структурой общественного опыта, который должен быть усвоен обучаемыми, т.е. выделяют три группы целей:

- цели обучения – формирование знаний, умений и навыков, т.е. формирование сознания и поведения;

- цели воспитательные – формирование эмоционально-личностных отношений к различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, учебному заведению, предмету; родителям, к самому себе, природе, искусству, а также формирование личностных качеств, имеющих общественную направленность (патриотизм, гуманизм, коллективизм и пр.);

- цели развивающие – формирование познавательных процессов через ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, направленных на развитие творческих способностей, задатков обучаемых, а также умений их реализации.

По временному признаку выделяют стратегические, тактические и оперативные цели. Стратегические цели – цели перспективного планирования на длительный «обозримый» срок. Они могут быть связаны с коллективной, групповой, индивидуальной деятельностью обучаемых, рассчитанной на более или менее продолжительное время. Тактические цели определяются избранной педагогом стратегией. Они связаны с планированием деятельности педагога по управлению педагогическим процессом на конкретном этапе его осуществления. Оперативные цели связаны с выбором методов, приемов, средств осуществления педагогической деятельности, соответствующих конкретной педагогической ситуации.

Принципы профессионального образования

Процесс профессионального образования как педагогический процесс опирается на систему принципов, в состав которой входят общепедагогические принципы и специфические принципы профессионального обучения.

К общепедагогическим принципам относятся принципы: принцип направленности обучения на решение взаимосвязи задач образова­ния воспитания и развития, принципы научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, доступности, наглядности, сочетания различных методов и средств обучения; прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Принцип направленности обучения на решение взаимосвязи задач образова­ния воспитания и развития означает, что при анализе результатов обучения в поле зрения преподавателя должно находиться не только решение задач формирования знаний и умений, но и эффективность воспитывающих и развивающих влияний про­веденного урока или их системы по данной теме.

Принцип научности опирается на закономерную связь между содержанием науки и учеб­ного предмета.

Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материа­ла логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, гото­вит к усвоению нового.

Принцип сознательности и активности основывается наследующих положениях: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и само­стоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факто­ров: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебного процесса и управления познавательной деятельностью уча­щихся, применяемых преподавателем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учеб­ным материалом.

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реаль­ных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Принцип наглядности основывается на положении о том, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разно­образны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваива­ется.

Принцип сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочета­ние методов и средств обучения. Если выбор методов и средств обучения соответствует поставленным задачам, учитывает особенности содержания и возмож­ности обучаемых, то эффективность обучения окажется максимально возможной в со­ответствующих условиях.

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития требует, чтобы прочным был не только образовательный, но и воспитательный и развиваю­щий эффект обучения; обучение должно обеспечить осмысленность приобретенных знаний; он ориенти­рует обучение на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а также способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к ре­шению жизненных проблем.

К специфическим принципам профессионального обучения относятся: принцип развития самостоятельности личности; принцип мотивации учения к профессиональ­ной деятельности; принцип профессиональной направленности; принцип со­единения обучения с производительным трудом; принцип профессио­нальной мобильности; принцип социального партнерства; принцип политехнизма; принципы создания профессиональной образовательной среды, социального партнерства и экономической целесообразности.

Принцип развития самостоятельности личности отражает зако­номерность «включение учащегося в активную деятельность», реа­лизуемую при наличии такого качества, как самостоятельность. Самостоятельность личности - это такая деятельность че­ловека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативы, выполняется са­мостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения.

Принцип мотивации учения к профессиональ­ной деятельностипредполагает развитие по­требностей и мотивов личности, ориентированных на профессиональ­ную деятельность; необходимость построения воспитательных отноше­ний в процессе формирования будущего специалиста с учетом существующих у обучаемых внутренних мотивов к учению и будущей профессиональной деятельности.

Принцип профессиональной направленностирегулирует соотноше­ние общего и профессионального образования при одновременном изучении основ наук и профессиональных дисциплин; указывает один из путей установления связи теории с практикой, с профессио­нальной деятельностью; нацеливает на формирование профессио­нальной направленности личности как ее важнейшего свойства.

Принцип профессиональной мобильности предусматривает: 1) спо­собность будущего рабочего, специалиста более быстро осваивать отраслевые технологии, новые отраслевые специализации, 2) воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квали­фикацию.

Принцип политехнизма означает, что осваиваться должны такие знания, умения и на­выки, которые позволяют, с одной стороны, хорошо разбираться в технике и технологии производства в целом, а с другой - успешно выполнять работу в различных конкретных производственных ситу­ациях (отраслях).

Принцип создания профессиональной образовательной среды предполагает создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологи­ческим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитар­но-гигиеническим, экологическим требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся.

Принцип социального партнерстваподразумевает сотрудничество образовательного учреждения (в том числе и отдельного педагога) с различными внешними и внутренними структурами, оптимизирую­щими процесс обучения.

Принцип экономической целесообразности определяет необходи­мость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребованности на рынке груда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: