Содержание педагогического процесса в профессиональной школе

В современных условиях на основе личностно-ориентированного подхода под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. В этой связи оно выступает как содержание триединого целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитания и развития.

Содержание образования имеет исторический характер, т.к. определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Детерминантами содержания образования являются: цели образования, уро­вень развития страны, уровень развития науки, традиции развития образования в стране, уровень развития педагогики и образовательного учреждения, возможности ученика.

Принципы, составляющие основу структурирования содержания образования, в ыделены В.С. Ледневым: двойное вхождение базисных компонентов содержания образования в систему; функциональная полнота содержания образования; дифференциация и интеграция компонентов содержания образования; преемственность содержания уровней общего образования. Принцип двойного вхождения базисных компонентов содержания образования в систему означает, что в каждом акте педагогического взаимодействия задействованы все компоненты содержания образования: совершенствуется опыт личности, развиваются ее типологические свойства и формируются механизмы психики (познавательные процессы). Принцип функциональной полноты содержания образования вытекает из того, что всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным. Принцип дифференциации и интеграции компонентов содержания образования проявляется, с одной стороны, в дроблении (дифференциации) учебных дисциплин (например, биология - это ботаника, зоология, анатомия и др.), а с другой - в объединении (интеграции) в рамках одного учебного предмета знаний из смежных областей (например, физика, химия, биология - это естествознание). Принцип преемственности содержания уровней профессионального образования: начального, среднего, высшего профессионального образования. Соблюдение этого принципа означает согласованность содержания уровней образования.

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания образования, разработанные В.В. Краевским: принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности - данный принцип требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностный рост; принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения- при отборе содержания образования данный принцип отвергает одностороннюю предметно-научную его ориентацию, он предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования.

В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания образования, как гуманитаризация и фундаментализация.

Принцип гуманитаризации содержания профессионального образования связан, прежде всего, с созданием условий для активного творческого и практического освоения обучаемыми общечеловеческой культуры. Для этого гуманитарная культура должна проникать в содержание профессионального образования, во все учебные предметы. В свою очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в основе которого должен лежать поворот к личности.

Принцип фундаментализации содержания образования требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознание обучаемыми сущности методологии познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения обучаемых методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

Элементы содержания образования: 1) з нания о природе, обществе, человеке; 2) опыт деятельности известными способами; 3) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностных отношений.

Знания - основной элемент содержания общего образования - результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики. Содержание общего среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя: основные понятия и термины, отражающие как повседневную действи­тельность, так и научные знания; факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказа­тельства и отстаивания своих идей; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупно­сти объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области; знания о способах научной деятельности, методах познания и истории по­лучения научного знания; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жиз­ни, установленным в обществе.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) включает в себя знания об этих способах и опыт их применения, т.е. умения и навыки, вырабо­танные человечеством. Умения - внешние или внутренние действия, выполняемые на основе знаний в соответствии с поставленными задачами и условиями. Навыки - частично автоматизированные действия. Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения могут быть общими для всех учебных предметов (составить план, выделить сущест­венное, сравнить, сделать выводы и т.п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или ма­тематических задач, постановка опытов по химии и т.п.).

К общеинтеллектуальным умениям и навыкам вплотную примыкают общеучебные: конспектирование, аннотирование, работа с учебником, словарями, спра­вочниками и т.п.

Опыт творческой деятельности как компонент содержания общего образова­ния и базовой культуры личности призван обеспечить готовность школьника к по­иску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Его специфика состоит в том, что он не совпадает с содержанием первых двух ком­понентов, т.к. ни объем знаний, приобретенных в готовом виде, ни умения, освоенные по образцу, не могут обеспечить развития творческих возможностей человека.

Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются: в самостоятельном переносе знаний и умений в новую ситуацию; в видении новой проблемы в знакомой ситуации; структуры объекта и его новой функции; в самостоятельном комбинировании известных способов деятельности в новый; в нахождении различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств; в построении принципиально нового способа решения проблемы, являюще­гося комбинацией известных.

Опыт эмоционально-ценностных отношений личности как компонент содер­жания общего образования и базовой культуры личности может быть рассмотрен как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры лично­сти взаимосвязаны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: