double arrow

Понятие о методах и приемах обучения


Метод (от греч. metodos - путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития. По определению в методах обучения можно выделить методы преподавания и методы и учения.

Дадим общую характеристику методов педагогического процесса (обучения).

· Метод – процессуальная сторона деятельности, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Методы педагогического процесса как способы деятельности включают все её компоненты. Разнообразие видов и способов человеческой деятельности обуславливает и разнообразие методов обучения и воспитания.

· Методы (приемы) обучения и воспитания – важные структурные компоненты цело-

стного педагогического процесса. С их помощью осуществляется освоение учащимися содержания педагогического процесса, управление учебно-познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельностью учащихся, формирование их личностных качеств.




· Методы педагогического процесса состоят из конкретных приемов. Прием обученияэто элемент метода обучения, разовое действие, шаг в реализации метода. Один и тот же прием может быть частью разных методов, один и тот же метод может включать разные приемы. Кроме того, возможны переходы методов в приемы, и наоборот. К приемам, например, относят показ образца, демонстрацию опыта, сообщение плана урока, прием сравнения, или аналогии, постановку проблемного вопроса, мнемонические приемы.

· Методы педагогического процесса чаще всего применяются в комплексе. В то же время в каждой конкретной ситуации можно выделить ведущий, доминирующий, наиболее эффективный с точки зрения решаемых педагогических задач.

· Метод - сложное, многомерное и многокачественное образование, содержание которого, с одной стороны, подчиняется общим дидактическим положениям, закономерностям, принципам и правилам, а с другой – обусловлено личностью учителя, особенностями ученика и конкретными условиями.

· Результаты обучения, воспитания, развития учащихся зависят не только от содержания педагогического процесса, но и от методов деятельности, посредством которых это обучение и воспитание осуществляется. Поэтому перед педагогом всегда стоит проблема выбора того или иного метода или комплекса методов и приемов, которые будут наиболее эффективными в данной педагогической ситуации.

Фонд методов педагогического процесса в настоящее время насчитывает десятки единиц. Разнообразие методов педагогического процесса, с одной стороны, и потребность в их комплексном применении, с другой – вызвали потребность в их систематизации и классификации.







Сейчас читают про: