Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразовании педагогической действительности.
Уровни:
· 1-ый – практическая деятельность.
· 2-ой – уровень науки.
На I уровне методология рассматривается как учение о структуре, логической рганизации, методах и средствах деятельности человека.
На II уровне методология — это учение о принципах организации, формах и методах научного познания.
Функции:
1) гносеологическая (познавательная) функция, реализация которой обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;
2) праксеологическая (преобразовательная) функция обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;
|
|
3) аксиологическая (оценочная) функция, или функция критики развития педагогической науки, реализация которой способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т. д.;
4) рефлексивная функция направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т. е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой педагогической науки;
5) функция нормативного предписания показывает, что должно быть и как;
6) эвристическая (творческая) функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.