Игровая деятельность обеспечивает выход за рамки повседневности. В процессе становления личности игра выполняет компенсаторную функцию и позволяет человеку реализовать себя в воображаемых, идеальных ролях, образах.
Сущность игры заключается в том, что она не есть обычная, реальная жизнь, а условность, специфически входящая в реальную жизнь. Специфичность ее в том, что игра – это свободное проявление человеческой деятельности: игра не может быть навязана физически или морально.
Как самостоятельный вид деятельности, игра наиболее полно представлена в жизнедеятельности ребенка. Она является для него стихийным воспитательным институтом, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и опыт, навыки общения, стимулы к развитию фантазии и творческого мышления.
Функции игры в жизнедеятельности человека разнообразны:
Ø игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности;
Ø создают условия для взаимодействия и взаимопомощи;
Ø сплачивает ее участников, создает (пусть и временную) общность, которая тяготеет к сохранению даже после окончания игры;
|
|
Ø выявляет личностные качества играющего человека, его ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность (игра не по правилам осуждается и детьми, и взрослыми)
Ø игра создает простор для фантазии, импровизации, хотя и осуществляется в рамках выработанных правил;
Ø удовлетворяя потребность человека в наслаждении, удовольствии, привносимыми самой игрой, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обагатиться знаниями других;
Ø в игре личность может проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.
Ø
Классифицируют игры по множеству признаков:
ü по месту проведения (за столом, на открытом воздухе, в зале);
ü по характеру активности участвующих (подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие);
ü по группообразующим характеристикам (индивидуальные, парные, командные, групповые);
ü по способу воздействия (состязательные и ролевые);
ü по влиянию на участников);
Вместе с тем к педагогическим играм предъявляются следующие требования:
· игра должна охватывать всех;
· должна быть интересна для всех;
· должна быть доступна для всех.
·
Игры, используемые в обучении, бывают ролевыми, имитационными, деловыми, организационно-деятельностными. В каждой из них участники выполняют различные функции и выступают в различных ролях. Игры помогают сблизить учебную и практическую деятельность обучающихся.
Игровая деятельность стимулирует самопознание личности, в частности, самонаблюдение, самоотношение, самооценку. Потребность совершенствовать знание о себе, помогающее адекватно адаптироваться к постоянно изменяющейся реальности, является условием развития самореализующейся личности. Анализ своих психологических качеств и характеристик, сравнение себя с окружающими, другими обогащает опыт взаимодействия, воспитывает культуру общения.