Билет 35. Игра как специфическая форма жизнедеятельности человека, как педагогическое явление и средство реализации активности личности

Игровая деятельность обеспечивает выход за рамки повседневности. В процессе становления личности игра выполняет компенсаторную функцию и позволяет человеку реализовать себя в воображаемых, идеальных ролях, образах.

Сущность игры заключается в том, что она не есть обычная, реальная жизнь, а условность, специфически входящая в реальную жизнь. Специфичность ее в том, что игра – это свободное проявление человеческой деятельности: игра не может быть навязана физически или морально.

Как самостоятельный вид деятельности, игра наиболее полно представлена в жизнедеятельности ребенка. Она является для него стихийным воспитательным институтом, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и опыт, навыки общения, стимулы к развитию фантазии и творческого мышления.

Функции игры в жизнедеятельности человека разнообразны:

Ø игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности;

Ø создают условия для взаимодействия и взаимопомощи;

Ø сплачивает ее участников, создает (пусть и временную) общность, которая тяготеет к сохранению даже после окончания игры;

Ø выявляет личностные качества играющего человека, его ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность (игра не по правилам осуждается и детьми, и взрослыми)

Ø игра создает простор для фантазии, импровизации, хотя и осуществляется в рамках выработанных правил;

Ø удовлетворяя потребность человека в наслаждении, удовольствии, привносимыми самой игрой, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обагатиться знаниями других;

Ø в игре личность может проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.

Ø

Классифицируют игры по множеству признаков:

ü по месту проведения (за столом, на открытом воздухе, в зале);

ü по характеру активности участвующих (подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие);

ü по группообразующим характеристикам (индивидуальные, парные, командные, групповые);

ü по способу воздействия (состязательные и ролевые);

ü по влиянию на участников);

Вместе с тем к педагогическим играм предъявляются следующие требования:

· игра должна охватывать всех;

· должна быть интересна для всех;

· должна быть доступна для всех.

·

Игры, используемые в обучении, бывают ролевыми, имитационными, деловыми, организационно-деятельностными. В каждой из них участники выполняют различные функции и выступают в различных ролях. Игры помогают сблизить учебную и практическую деятельность обучающихся.

Игровая деятельность стимулирует самопознание личности, в частности, самонаблюдение, самоотношение, самооценку. Потребность совершенствовать знание о себе, помогающее адекватно адаптироваться к постоянно изменяющейся реальности, является условием развития самореализующейся личности. Анализ своих психологических качеств и характеристик, сравнение себя с окружающими, другими обогащает опыт взаимодействия, воспитывает культуру общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: