I. Заполнить пробелы.
1. Основные формы общения – ..., …, ….
2. Коммуникативная сторона общения предполагает обмен ….
3. Отсутствие единой системы кодирования и декодирования информации создает … между участниками общения.
II. Верно или неверно?
1. Жест может иметь множество значений и верно понимается лишь с учетом обстоятельств и других жестов.
2. Проксемика изучает характеристики голос как невербального канала передачи информации.
3. Оптико-кинетическая система знаков одинакова для всех национальных культур.
III. Выбрать правильный ответ.
1. Интерес к собеседнику можно невербально выразить
а) пронзительным голосом;
б) быстрой энергичной жестикуляцией;
в) сосредоточенным на нем взглядом;
г) прикосновениями.
2. Неприятие коммуникатора создает
а) стилистический барьер;
б) барьер отношения;
в) фонетический барьер;
г) все ответы неверны.
3. Общение-это
а) взаимодействие
б) восприятие и понимание друг друга
в) обмен информацией
г) все указанные стороны
Тема: Перцептивная сторона общения
|
|
Цель: рассмотреть основные механизмы социальной перцепции.
После изучения указанной темы студенты должны
знать:
- понятие социальной перцепции;
- эффекты первого впечатления;
- механизмы восприятия партнерами друг друга;
уметь:
- устанавливать эмоциональный контакт;
- понимать и прогнозировать поведение собеседника.
Информационный материал:
Социальная перцепция – восприятие и понимание черт, чувств и поведения друг друга партнерами в процессе общения.
В процессе социальной перцепции осуществляется эмоциональная оценка партнера, попытка понять причины его поступков, прогнозирование его поведения, создание собственной стратегии поведения.
А («наблюдатель»): Б («наблюдаемый»)
Внешний облик оценка Психологические отно- Предполагаемое
и поведение Б особенности Б ше- поведение Б
ние
собственное поведение А
Перцептивная сторона общения предлагает реализацию следующих основных функций:
- познание себя;
- познание партнера по общению;
- установление эмоциональных отношений.
В отличие от психических перцептивных процессов, в которых главную роль играет отражение внешних свойств познаваемого объекта, социальная перцепция обязательно включает в себя оценку другого, формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане.
Длительное общение между людьми делает отношения между ними очень индивидуальными, не подчиняющимися какой-либо схематизации. На первых этапах общения основная роль отводится различным устойчивым схемам восприятия поступков и чувств другого человека. Прежде всего это относится к формированию первого впечатления о партнере и связанным с этим процессом эффектах.
|
|
«Эффект ореола» проявляются в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Этот эффект наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию о воспринимаемом партнере.
«Эффект первичности» касается значимости порядка поступления информации о партнере для составления мнения о нем. По отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация о нем.
«Эффект новизны» заключается в том, что по отношению более знакомому партнеру наибольшей значимостью отличается последняя по времени поступления информация.
«Эффект стереотипизации» - восприятие, классификация и оценка воспринимаемого партнера путем отнесения его к определенной социальной группе (этнической, профессиональной, возрастной) с присущими ей средними чертами. Стереотипизация возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления делать выводы на базе ограниченной информации. Стереотипизация позволяет упростить и сократить процесс восприятия, хотя и не способствует точности образа. Чем ограниченнее прошлый опыт воспринимающего, чем он негативнее, тем вероятнее стереотипизация приведет к возникновению предубеждения.
Переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу поведения обеспечивается определенными механизмами.
Идентификация – такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии и возможном поведении строится, на основе попытки поставить себя на его мест, т.е. уподобить себя другому.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого. Ситуация партнера по общению не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Выделяется эмпатия в форме сопереживания – переживания тех же эмоциональных состояний, что и партнер, и в форме сочувствия – переживания собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Рефлексия – осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. Условные партнеры А и Б в ситуации общения обычно представляются как А ↔ Б. Однако в реальности А и Б имеют представление о самих себе – А′ и Б′, а также собственное представление о партнере – А″ и Б″. Следовательно, общение осуществляется так: А выступает в качестве А′, общаясь с Б″; Б реагирует в качестве Б′ на А″.
А′ Б′
А′′ Б′′
Успешность общения будет максимальным при минимальном разрыве между А – А′ – А″ и Б – Б′ – Б″.
Основная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.
2. Битянова Р.М. Социальная психология. – М., 2004.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – Л., 1992.
4. Крысько В.Г. Социальная психология: в схемах и комментариях. –
С-Пб, 2007.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – С-Пб, 2006.