Итоговый контроль. 1. Суть состоит в том, что мы приписываем другим людям наши собственные чувства, которые наше расценивает как неприемлемые

I. Заполнить пробелы.

1. Суть состоит в том, что мы приписываем другим людям наши собственные чувства, которые наше расценивает как неприемлемые.

2. Эмоциональное переживание, вызванное блокировкой какого-либо стремления, невозможностью достичь желаемого называется .

3. Фазы общего синдрома адаптации: , , .

II. Верно или неверно?

1. Механизмы психологической защиты являются врожденными формами поведения.

2. Действие защитных механизмов неизбежно приводит к формированию неврозов и других заболеваний.

3. Механизмы психологической защиты способствуют поддержанию психического здоровья человека.

III. Выбрать правильный ответ.

1. Потерявший доверие народа и популярность политический лидер продолжает считать себя одним из самых авторитетных политических деятелей, пользующихся успехом. Какой защитный механизм задействован?

а) отрицание

б) вытеснение

в) сублимация

г) проекция

д) интеллектуализация

2. Суть проекции заключается

а) в приписывании другим людям собственных чувств

б) в ориентации поведения на доступную цель

в) в отрицании реальных фактов

г) в выборе поведения, противоположного подавленному.

3. В одном из романов О. Хаксли главный герой страдает астмой. Он женат на молодой, красивой женщине. Как только жена уезжает куда-нибудь, у мужа возникают приступы удушья, и жене приходится возвращаться. В одной из поездок женщина попадает в катастрофу и погибает. Муж не дает обычного приступа к удивлению домочадцев. Через некоторое время он женится и ситуация повторяется. Какой механизм действует?

а) рационализация

б) сублимация

в) формирование реакции

г) соматизация.

Тема: Коммуникативная сторона общения

Цель: сформировать понятие об общении, основных формах и видах; дать понятие о перцептивной, коммуникативной и интерактивной стороне общения.

После изучения указанной темы студенты должны

знать:

- понятие об общении, основных формах и видах;

- коммуникативные барьеры

- каналы коммуникации (вербальный и невербальный)

- эффекты первого впечатления, механизмы перцепции (идентификация, эмпатия, социальная рефлексия)

- виды взаимодействия между партнерами

уметь:

- разбираться в невербальных средствах коммуникации

- использовать в общении эффективные приемы делового общения, ведения переговоров, избегания конфликтных ситуаций

- создавать благоприятное первое впечатление на собеседника

- использовать приемы эффективного профессионального общения;

Информационный материал:

Под коммуникацией в психологии общения понимают обмен информацией между участниками общения.

Специфика человеческой коммуникации:

1) движение информации осуществляется между двумя активными субъектами, поэтому взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности;

2) обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера и изменение типа отношений;

3) коммуникация возможна лишь тогда, когда коммуникатор (передающий информацию) и реципиент (принимающий её) обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации («тезаурус»);

4) обмен информацией может быть затруднен наличием коммуникативных барьеров, связанных с наличием уязвимых мест в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования или декодирования.

Коммуникативный барьер – препятствие на пути адекватного восприятия информации. В самом общем виде их можно разделить на барьеры семантические и барьеры отношения.

Первая группа барьеров связана с непониманием смысла информации:

- фонетические (дефекты речи; нарушение дикции, темпа и ритма речи; сознательное искажение фонетики слов),

- собственно семантические (использование языка профессиональных, возрастных и др. социальных групп),

- стилистические (нарушение стилистического строя языка), логические (использование коммуникатором неприемлемой или непонятной реципиенту системы доказательств).

Вторая группа барьеров возникает при неприятии реципиентом самого коммуникатора или ситуации общения, что распространяется на информацию.

Передача любой информации возможно лишь посредством знаковых систем. Общая классификация знаковых систем предполагает разделение на вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация (от лат. verbum-слово) использует в качестве знаковой системы естественный звуковой язык. Речь является самым универсальным средством передачи информации, т.к. при этом менее всего искажается смысл сообщения. Успешность коммуникации зависит и определяет от наличия обратной связи, когда коммуникатор и реципиент меняются позициями.

В вербальной коммуникации кроме естественной звуковой речи выделяют такие использование вторичных знаковых систем – «перевода» человеческой речи без изменения её содержания на неречевые средства выражения – азбука Морзе, химические и математические символы, машинные языки.

Выделение невербальной (неречевой) коммуникации связано с тем, что речь при общении дополняется экспрессией поведения, уточняющей смысл информации. Неречевые знаковые системы включают:

1) кинесику – оптико-кинетическую знаковую систему (мимика и пантомика), отражающую эмоциональные реакции человека;

2) паралингвистическую систему – вокализацию голоса (диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему – темп речи, паузы, плач, смех и другие околоречевые приемы.

3) проксемику – пространственную организацию общения (расположение партнеров относительно друг друга и дистанцию общения); выделяются следующие зоны дистанции при контакте:

- интимная (от поверхности тела до полуметра);

- личная (0,5 – 1,2м);

- социальная (1,2 – 3,0м);

- публичная (более 3м).

Каждая из этих зон определяет общение с индивидуально определяемой группой людей.

5) визуальный контакт – «контакт глаз».

Основная литература

1. Г.М. Андреева. Социальная психология. – М., 2000.

2. М.Р. Битянова. Социальная психология. – М., 2004.

3. Крысько В.Г. Социальная психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007.

4. Столяренко Л.Д.Основы психологии. – С-Пб, 2006.

5. А.Пиз Язык телодвижения. – М.,2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: