Задание 2. Какие основные положения психоанализа отражены в следующих высказываниях Фрейда:
1) «психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни»;
2) «влечения, которые можно назвать сексуальными..., играют невероятно большую роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа»;
3) «видевший сон, на самом деле, знает об его истинном значении, он только не знает о своем знании и полагает поэтому, что не знает его»;
4) «Знание должно быть основано на внутреннем изменении больного, которое может быть вызвано лишь психической работой с определенной целью»;
5) «невротические симптомы, как ошибочные действия, как сновидения имеют смысл и так же, как они, по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются».
Задание 3. Оцените следующие высказывания. Почему самая сокрушительная критика учения Фрейда звучит в высказываниях фашистов и, как ни странно, коммунистов? Какой оценки значения психоанализа придерживаетесь вы лично? Обоснуйте:
|
|
1) «…Достичь понимания фрейдовской мысли, все равно, что во второй раз откусить от запретного плода…» (Норман О. Браун);
2) «Вся психиатрия XIX века сходится на Фрейде – первом, кто серьезно воспринял роль пары врач – больной…» (М. Фуко);
3) «…Можете ли вы отрицать, что фрейдовский пансексуализм спровоцировал тот эротизм, который сегодня захлестнул западный мир подобно мутному грязному валу?…Антиморальность, заключенная в самой сердцевине фрейдизма, является источником загнивания западного общества…» (Пьер-П. Грассе);
4) «…психоанализ…не имеет и не может иметь сегодня другой основной цели, как создать внутри нас самих некое пространство, в котором мы смогли бы услышать Бога. Для меня анализ стал тем очистительным огнем, через который мне необходимо пройти и который очень сильно жжет» (Герман Гессе);
5) «Создатель должен создать себя сам», - сказал Джон Китс, и наша наука – психология – начала свое развитие вглубь, когда либидо Фрейда устремилось к психике во время его самоанализа» (Джеймс Хиллман);
6) «Среди всех работ, осуществленных за последнее столетие, работа психоанализа, вероятно, является высшей, поскольку он действует в качестве посредника между рядовым человеком и субъектом абсолютного знания. Поэтому он требует долгой субъективной аскезы, которая никогда не прервется…» (Жак Лакан);
7) «Фрейдизм возник как отражение идей буржуазии, находящейся в полном моральном упадке, и в наши дни он служит подтверждением сексуальной распущенности, разврата, порнографии, морального разложения, распространившихся в капиталистических странах…» (Михайлов, Царегородцев);
|
|
8) «В Германии до очистительных костров, зажженных Гитлером, витрины были переполнены фрейдовскими работами, и берлинские ночи были пронизаны тем же извращенным духом, что и эти работы.…К счастью, гитлеровский переворот вымел все эти свинства. … Действительно, сатанинское царство доктора Фрейда, вероятно, закончилось» («Муссолини против Фрейда»);
9) «Зигмунд Фрейд, еврей, профессор Венского университета является автором теории, которую он назвал Психоанализом. …Теория Фрейда, как почти все еврейские теории, разрушает, не созидая. … Но Фашистский Режим избавит нас и от этой язвы» («Муссолини против Фрейда»);
10) «…Такова доктрина еврея Фрейда…которая может быть принята лишь нацией ненормальных и произвести фурор только в обществе, где все помыслы разума угасли и жизнь разворачивается между двумя полюсами: от борделя до дома умалишенных, проходя через Биржу» («Муссолини против Фрейда»);
11) «Фрейд использует все, но особенно то, к чему другие наблюдатели относятся с пренебрежением: банальное, случайное, неприятное; как, в сказках, где самый скромный, а иногда и отталкивающий персонаж оказывается единственным, кому удается найти дорогу к фантастическим сокровищам. Отбросы нашего существования позволили ему раскрыть все секреты, вызвали пятьдесят лет назад вспышку, мгновенно осветившую до самых глубин наше внутреннее пространство…Труд Фрейда относится к числу тех…нескольких, не имеющих аналогов свершений, образующих опору всемирной культуры» (Фрэнсис Паш).