Педагогический практикум

1. Ситуации предъявления требования-унижения:

Ситуация 1.

- Я просто не могу смотреть на твои длинные волосы, - говорит отец девятикласснику. – Ты выглядишь ужасно. Почему ты их не подстрижешь?

- Мне так нравится, - отвечает сын.

- Ты шутишь?! Ты похож на хиппи. Ты же школьник, - возражает отец.

- Ну и что?

- Я не могу смириться с тем, что у тебя такие волосы, - парирует в ответ отец.

- Это мои волосы, и я буду их носить так, как хочу, - отвечает сын в свою очередь.

- Но почему бы тебе хотя бы чуточку их не подстричь? – не перестает убеждать отец.

- Я ведь не говорю тебе, какая у тебя прическа, - говорит сын.

- Да, не говоришь. Но я ведь и не выгляжу как дикобраз, - замечает отец.

- Можно подумать, что я так выгляжу. Ты не понимаешь. Моим друзьям эта прическа нравится – особенно девчонкам.

- Я не могу на тебя смотреть вот такого, - отец не теряет надежду переубедить сына.

- Ну, тогда и не смотри, - уходя, небрежно бросает в ответ сын.

Ситуация 2.

Мать (М.): Ты чудовищно безответственно относишься к обязанности мыть посуду после завтрака.

Ребенок (Р.): Ты и сама не всегда моешь посуду утром.

М.: Я – это совсем другое дело. У твоей мамы и так много работы по дому. Думаешь, мало приходится прибирать за вами, шалопаями?

Р.: Я не шалопай.

М.: Зато такой же неряха, как все остальные, и ты об этом знаешь.

Р.: Ты хочешь, чтобы все были идеальными?

М.: Тебе, во всяком случае, до идеала еще далеко.

Вопросы и задания:

1) Какие просчеты допускают родители в общении со своими детьми?

2) Каковы могут быть последствия такого воспитания?

3) От чего зависит успех семейного воспитания?

2. Ситуации обвинения – ощущения несчастья:

Ситуация 1.

В школе, где училась Марина, многие ребята носили красивую одежду и могли похвастаться множеством дорогих вещей. Их родители сумели приспособиться к новым условиям рынка и зарабатывали большие деньги, поэтому эти ребята хоть каждый день могли приходить в школу в обновках и позволить себе дорогие развлечения. Марине же приходилось носить старые платья, сшитые мамой или бабушкой, в которых она сама себе казалась старомодной. Отчего у других были такие красивые вещи. А у нее - почти ничего? Некоторые ее подруги приносили в школу большие деньги и по дороге останавливались у киосков, чтобы купить шоколад. Ее лучшая школьная подруга теперь с ней почти не разговаривала. Она общалась только с «избранными». Иногда Марине даже не хотелось идти в школу. Что случилось с ее родителями? Почему они не могут заниматься тем же, чем и родители ее подруг? Может, они недостаточно умны или слишком ленивы?

Однажды вечером, когда их семья собиралась пойти в гости, напряжение достигло предела. Все ждали, когда старшая дочь оденется. Она пробыла в своей комнате больше часа, примеряя одежду и глядя на себя в зеркало. Боясь, что они опоздают, ее отец, наконец, постучал в дверь.

- Что?! – пронзительно крикнула Марина из-за двери.

- Марина, мы все тебя ждем, ты уже готова? Мы можем опоздать, - сказал отец.

- Я не иду! – закричала Марина.

- Почему? В чем дело? – спокойно спросил отец.

- Меня достало это барахло. Я в нем как старуха. Я устала оттого, что мне нечего носить. Почему вы с мамой никогда ничего мне не покупаете? Я терпеть не могу свою одежду. Я ненавижу ее!

Она начала всхлипывать. Наступила продолжительная пауза. Родители не знали, что сказать. В самом деле, что они могли сказать? Они стремились дать детям самое лучшее, но теперь оказалось, что этого просто недостаточно. Их сердца разрывались оттого, что их дочь несчастна. Они чувствовали себя неудачниками, которые ничего больше не могли ей дать, и не знали, что делать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: