ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА,
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
Требования к компетентности по теме
· понимать сущность и содержательно интерпретировать понятия «обучение», «преподавание», «учебно-познавательная деятельность»;
· знать и характеризовать структуру процесса обучения, его движущие силы, закономерности и принципы;
· осуществлять анализ этапов преподавания; характеризовать процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков как поэтапный психический процесс;
· выделять этапы учебного процесса и давать их общую характеристику.
Вопросы для изучения и обсуждения
1. Обучение как составная часть целостного педагогического процесса, его структура и функции.
2. Преподавание и учение, их взаимосвязь и этапы.
3. Закономерности, принципы и правила обучения. Их взаимосвязь и взаимообусловленность.
4. Характеристика основных принципов обучения:
- научность обучения;
- связь обучения с жизнью, практикой, опытом учащихся;
- систематичность и последовательность в обучении;
- доступность обучения;
- сознательность и активность учащихся в процессе обучения;
- наглядность в обучении;
- прочность результатов обучения;
- воспитывающий и развивающий характер обучения;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;
- оптимальное сочетание методов, средств и форм организации обучения.
Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы:
|
|
1. Березовин, Н.А. Педагогика гностическая: учеб.-метод. пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений: в 2 ч. Ч. 2 / Н.А. Березовин, О.Л. Жук [и др.]. – Минск: МГВРК, 2007. – Гл. 8, 10.
2. Жук, О.Л. Педагогика / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – Гл. 6, 7..
3. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. 129-164; С. 193-207.
4. Подласый, И.П. Педагогика. / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 168-186; Гл. 8, 9.
5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 265-297.
6. Сендер, А.Н. Хрестоматия по общей педагогике: в 2 ч. / авторы-сост.: А.Н. Сендер, С.Н. Северин. – Брест: БрГУ, 2010. – Ч. 1. – С. 78–143.
7. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 66-69; С. 82-90.
8. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 3-15; 200-216.
9. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 147-184.