Разновозрастные занятия

По каким предметам могут быть проведены разновозрастные занятия? Сколько классов могут обучаться одновременно? Как часто проводить такие занятия? Как оценивать их эффективность? В каждом из этих случаев учитель сможет найти подходящий ответ, если при построении занятий будет руководствоваться не только общедидактическими принципами, но и специальными принципами построения разновозрастного занятия. Давайте рассмотрим их на примере изучения физики в средней школе.

Первый принцип – интеграция содержания учебной деятельности. Известно, что ряд вопросов, изучаемых в школьном курсе физики, повторяется каждый год, значит, возможна организация однотемных занятий семи- и восьмиклассников, восьми- и девятиклассников и так далее. Один из вариантов однотемных занятий – соединение нескольких уроков в один блок, например, «Строение вещества» (7, 9 классы), «Силы в природе» (7, 9 классы), «Электрическое поле и электризация тел» (8, 10 классы). Если темы программ не совпадают, объединение классов в работе может происходить не на основе изучения одной проблемы, а на основе совпадения способов и методов учения – в совместной лабораторной работе, конференции, экскурсии, контрольной. Кроме того, замечательное поле встречи учеников разных классов – интегрированные занятия по темам «Вода», «Воздух», «Отражения», «Симметрия», «Противоположности», требующим знаний по химии, экологии, биологии, даже по гуманитарным предметам.

На успешность разновозрастного взаимодействия влияет и количественный состав учебной группы, в которой должно быть не менее двенадцати – пятнадцати человек, чтобы смешанный класс мог разделиться на несколько разновозрастных микрогрупп, руководимых учениками-консультантами. Примерная структура занятия по группам такова. В начале урока перед всем классом ставится проблемная ситуация (или лучше того – проблема постепенно вырастает из предварительного обсуждения темы). Затем проводится общий инструктаж о последовательности работы на уроке, происходит распределение по группам, выбор необходимого дидактического материала для каждой группы. Затем отдельно по группам ребята знакомятся с материалом, планируют деятельность, делят части задания между членами группы, выполняют его. Следующий шаг – сведение личных результатов в один групповой результат, который и будет предъявляться к общему обсуждению в конце урока.

44. На протяжении ХХ в. делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. До середины 1950-х гг.эти попытки были в основном сосредоточены на использовании технических средств обучения. В 1960-е гг.это было связано со становлением и развитием программированного обучения. В 1970-е гг.воздействие системного подхода привело к общей установке педагогической технологии решать дидактические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и контролю. В условиях современной модернизации образования понятие «образовательная технология» рассматривается и как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология.

В понимании и употреблении термина «педагогические технологии» наблюдаются существенные разночтения. Так, например, Г.К.Селевко в книге «Современные образовательные технологии» приводит девять определений. Педагогическая технология появилась в 1950-х гг. как противовес традиционному методическому подходу.

И хотя вплоть до настоящего времени существует множество трактовок этого понятия, основными характеристиками образовательной технологии считают:

 Детальное описание образовательных целей

 Поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов-целей;

 Использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса;

 Гарантированность достигаемых результатов

 Воспроизводимость образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога

 Оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

При технологическом подходе к обучению основной акцент делается на организацию различных видов деятельности обучаемых, при которых:

 Преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссёра обучения, а не транслятора учебной информации

 Информация используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения

 Обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, беря на себя часть ответственности за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из образовательных целей.

45. Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):

— интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);

— составные элементы, компоненты;
— структура (связи и отношение между частями и элементами);
— функциональные характеристики;
— коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);
— историчность, преемственность.

Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.

В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие — «технология» и новый — "технологический" подход к анализу и проектированию педагогических процессов.

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:

• некоторого представления планируемых результатов обучения,
• средств диагностики текущего состояния обучаемых,
• набора моделей обучения,
• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: