Пример социальной реабилитации детей из закрытых воспитательных учреждений

Главным вопросом в решении проблемы материнской депривации и ее последствий является вопрос об обратимости психических нарушений, вызванных депривацией. В целом на него в настоящее время еще нет ответа, так как отсутствуют данные о дальнейшем развитии детей, вне стен детского дома.

Первыми, кто предпринял попытку реабилитации детей из закрытых воспитательных учреждений в раннем детстве, были австрийские психологи Г. Дюрфе и К. Вольф. Они отмечали громадную роль материнской заботы и невозможность обучения подобным воспитательным приемам обслуживающего персонала.

Венгерским психологом М. Кечки был предложен свой путь преодоления депривации. В группе детского дома необходимо было уменьшить количество детей, за которыми ухаживала одна няня, до восьми человек и, в то же время, уменьшить количество детей, которым уделяет внимание каждая няня, до четырех. Таким образом, отношения взрослого и детей приобретали характер семейных.

Еще одним из приемов реабилитации является формирование отношения к своему социальному окружению, любви к тем, кто занимается с ребенком. Занимаясь со старшими детьми, предлагается научить их определенной социальной роли. Большие надежды исследователи возлагают на приемные семьи, где и должна происходить социальная реабилитация ребенка [8].

На мой взгляд, важным является следующее исследование В. Роменковой (Латвия г. Рига) [8], которое было проведено с целью изучения возможности социальной реабилитации депривированных детей. Под социальной реабилитацией понималось способность детей к дальнейшему развитию в обществе, вне стен детского дома.

Анализ возможных путей реабилитации депривированных детей позволил исследователям сделать несколько важных выводов и составить план и ход исследования. Во-первых, дети из детских домов не ориентированы или слабо ориентированы на взрослого, хотя именно взрослый обеспечивает развитие ребенка. Таким образом, начальный этап реабилитации должен включать формирование устойчивой ориентации на взрослого. Исследователи не называют это явление, вслед за Д. Боулби, привязанностью, т.к. привязанность, зависимость, "прилипание" ребенка к взрослому означает неблагоприятный ход формирования ориентации на взрослого. Во-вторых, в любом возрасте работа с ребенком должна проводиться индивидуально. В-третьих, работа должна протекать в атмосфере, приближенной к семейной, в доброжелательной и полной любви обстановке.

В ходе исследования была сделана попытка: сформировать устойчивую ориентацию ребенка на взрослого; добиться переноса отношения к одному взрослому на других взрослых; повысить учебную мотивацию депривированных детей.

Работа с детьми проходила в детских домах и в других детских учреждениях закрытого типа. В исследовании принимали участие студенты-педагоги и около 80 детей в возрасте от 1 года до 6-7 лет. Исследователи работали с теми детьми, которые с рождения находились в детском учреждении закрытого типа. Детей с тяжелыми формами депривации было только несколько, т.к. все же социальная среда достаточно разнообразна. Уже на первых этапах работы были выявлены предпосылки успешного общения ребенка с взрослым. Взрослого выбирал сам ребенок, так как в противном случае происходил достаточно долгий процесс привыкания. Этот подход оказался очень успешным. Было отмечено, что при достаточно большом выборе дети выбирали человека, на которого они были похожи физически. В ходе работы было проведено несколько встреч с детьми (не меньше 5).

Анализ деятельности общения позволил выделить ее отдельные элементы – особенности поиска в ситуации общения (активная или пассивная позиция), содержание общения (по поводу чего происходят контакты), характер общения (корыстное или бескорыстное) и т.п.

Ход работы позволил сделать позицию ребенка в общении активной – самому выбирать взрослого, что обеспечило в целом высокий уровень общения. Дети раннего возраста также самостоятельно выбирали партнера, охотно шли на руки к одному и вырывались от другого. Даже у годовалых детей проявлялось стремление самому выбрать взрослого.

С первых сеансов общение с взрослым было радостным и эмоционально насыщенным. Во многих случаях уже после первых сеансов в развитии детей наблюдались изменения. Например, ребенок (3 года 2 мес.), физически здоровый, не разговаривал, т.е. не умел произнести ни одного слова. Выбрал студентку, на которую внешне очень походил. На первом сеансе, который длился 1 час 20 минут, ребенок сам выбрал деятельность по душе – начал качаться на деревянной лошадке. Качался весь сеанс. Стоявшая рядом студентка с неподдельным одобрением хвалила ребенка. После сеанса ребенок проводил ее до дверей. Через два дня, он начал говорить, используя полные предложения. Уровень развития речи отвечал возрастной норме здоровых семейных детей. Было приведено много подобных примеров. Исследователи полагали, что стремительное развитие ребенка объясняется актуализацией уже сложившихся структур языка, интеллекта и др. Как правило, наличие социальной проблемы, в большинстве случаев связанной с не сложившимися отношениями с взрослым, ведет к торможению интеллектуальной и познавательной активности. По мнению исследователей, именно наличие социальных трудностей делает для депривированного ребенка исследовательское поведение менее значимым личностно, вследствие чего он, в большинстве случаев, обучается во вспомогательной школе. Поэтому снятие этой нерешенной социальной задачи делает возможным вполне успешное обучение в обычной школе. В данном случае в процессе общения с взрослым социальная проблема была снята, и развитие произошло как бы взрывообразно.

В процессе работы с детьми формировалось соотнесение ребенка со своим именем. Большинство детей вначале не соотносили имя со своей персоной. Принимая во внимание, что именно имя является структурирующим элементом формирующейся идентичности, были разработаны приемы, помогающие ускорить этот процесс.

В ходе работы начало проявляться избирательное отношение детей к взрослому, что явилось ступенькой в развитии ориентации на взрослого. Так, на втором сеансе одна пятилетняя девочка не подошла к взрослому, а только издали помахала рукой. В беседе выяснилось, что она сама выбрала в мамы женщину, пришедшую в детский дом, чтобы усыновить ребенка. Не желая «предать» маму, она не стала работать со студенткой. Это свидетельствовало о развитой способности ребенка к избирательным контактам с взрослым, что отвечает возрастной норме детей из семьи.

Характер деятельности взрослого с детьми был очень разнообразным. Дети преимущественно предлагали его сами: рисовали, рассматривали книжки, качались, просто сидели на коленях. Таким образом, главным фактором социальной реабилитации детей стало доброжелательное отношение к ним взрослого. В таком случае форма деятельности, при которой проявляется любовь взрослого, имеет второстепенное значение. В настоящее время появилось множество психологических коррекционных методик, где главный акцент делается на саму форму, при которой якобы происходит коррекция (например, сказкотерапия и т.п.). Все же главные изменения в направлениях развития ребенка происходят вследствие формирования отношения взрослого к ребенку, что и доказал опыт проведенного исследования.

По началу, у старших детей после сеанса проявлялись корыстные мотивы, но к концу исследования дети прощались с взрослым уже как с другом. Практически все дети помнили о работавшем с ними взрослом и даже через несколько лет могли назвать его по имени.

В ходе работы выяснилось, что цель, поставленная в общении самим взрослым и реализованная им, приносит более весомые результаты, однако, если она превышает силы самого ребенка, то он оказывается зависимым от партнера и сильно к нему привязывается; были реабилитированы все дети, с которыми специально занимались; у всех удалось сформировать индивидуальную модель общения с взрослым, что изменило как отношение ребенка к взрослым, так и отношение персонала к данному ребенку.

Удалось, таким образом, расширить социальный опыт депривированного ребенка, насытив его успешным общением с доброжелательным, занимающимся только им, взрослым. С повышением социальной компетенции росла также познавательная и учебная мотивация детей. Уровень развития детей раннего возраста практически перестал отличаться от уровня развития детей из семьи. После реабилитации 11 из 12 младенцев, с которыми работали участники исследования, в течение недели усыновили.

По окончании работы исследователи сделали выводы, что социальная реабилитация депривированных детей, их способность устанавливать социальные контакты и жить в обществе возможны при определенных условиях, а именно: формировании индивидуальной модели общения ребенка с взрослым; строго индивидуальном общении с депривированным ребенком; возможности ребенка выбрать партнера по общению; одновременной работе со всей группой депривированных детей.

Исследователи заключили, что социальная реабилитация детей может быть успешной в дошкольном возрасте, но становится проблематичной в старшем возрасте. При усыновлении отказ от практики выбора ребенка приемными родителями увеличит шансы на формирование успешной модели общения. Если инициатива выбора принадлежит ребенку, характер общения устанавливается равноправный, а процесс адаптации к партнеру намного ускоряется.

В соответствии с результатами приведенного исследования можно утверждать, что реабилитация депривированных детей возможна, но только при наличии определенных условий.

Исследователи видят дальнейшие перспективы, связанные с созданием постоянной институции, которая бы занималась изучением хода психического развития детей в закрытых воспитательных учреждениях, следила за устранением условий возникновения отклонений в развитии и заботилась о реабилитации депривированных детей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: