Введение. 1. Материнская депривация и ее влияние на психическое развитие ребенка 5

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Материнская депривация и ее влияние на психическое развитие ребенка……………………………………………………...........................5

1.1. Понятие материнской депривации.………………………………........5

1.2. Аналитические концепции: роль матери в психическом развитии ребенка…………………………………………………………………..8

1.3. Особенности развития детей в условиях ранней материнской депривации……………………………………………..........................15

2. Опыт решения проблем, связанных с явлением материнской депривации………………………………………………………………...24

2.1. Анализ опыта России и стран Запада в решении проблемы………………………………………………………………24

2.2. Пример социальной реабилитации детей из закрытых воспитательных учреждений…………………………………………30

Заключение……………………………………………………………………….36

Список литературы………………………………………………………………38


Введение

Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Без сомнений, самое важное место в жизни ребенка отведено матери. Именно ее любовь и забота являются необходимым источником нормального психического и физического развития.

Работа посвящена проблеме психического развития ребенка в условиях материнской депривации.

Из-за многозначности понятия «материнская депривация» довольно сложно дать ему универсальное определение. В данной курсовой работе материнская депривация будет определяться как явление, обусловленное недостаточностью постоянного, тесного и стойкого отношения ребенка к матери или другому значимому взрослому, заменяющему ребенку мать. Отсутствие матери или другого значимого лица в жизни ребенка уменьшает шансы последнего на нормальное развитие без нарушений.

Актуальность темы обусловлена тем, что материнская депривация является мощным патогенным фактором в отношении целого ряда серьезных личностных расстройств. Наиболее ярко и отчетливо последствия материнской депривации проявляются у воспитанников детских домов, школ-интернатов. Исследования свидетельствуют о своеобразной, качественно иной картине личностного развития таких детей, особенно, если они оказались в таких условиях с рождения. Э. Эриксон в свое время утверждал, что ребенок в раннем детстве должен быть окружен близкими и доброжелательными взрослыми, иначе его развитие будет иметь своеобразные черты, граничащие с патологией.

Психологами выделяются следующие характерные особенности воспитанников детских домов: эмоциональная поверхностность, «прилипчивость», высокая агрессивность, жестокость, инфантильная безответственность и др.

Вот некоторые статистические данные одного из районов республики Алтай. Из 3302 детей, обучающихся в образовательных учреждениях:

- 272 с диагнозом умственная отсталость в степени дебильности;

- 29 с диагнозом имбецильность;

- 195 с диагнозом задержка психического развития;

- 184 ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями;

- у 198 детей наблюдаются приступы ярости и агрессии.

Целью работы является изучение проблемы психического развития ребенка в условиях материнской депривации и анализ возможных методов преодоления ее последствий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть понятие «материнская депривация»;

2. выделить роль матери в жизни ребенка как ключевую;

3. выявить специфику психического развития детей в условиях ранней материнской депривации;

4. проанализировать опыт России и стран Запада в решении проблемы;

5. изучить пример социальной реабилитации детей из закрытых воспитательных учреждений.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена изучению влияния материнской депривации на психическое развитие ребенка. Во второй главе рассмотрены возможные и наиболее эффективные пути решения проблемы. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: