Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Материнская депривация и ее влияние на психическое развитие ребенка……………………………………………………...........................5
1.1. Понятие материнской депривации.………………………………........5
1.2. Аналитические концепции: роль матери в психическом развитии ребенка…………………………………………………………………..8
1.3. Особенности развития детей в условиях ранней материнской депривации……………………………………………..........................15
2. Опыт решения проблем, связанных с явлением материнской депривации………………………………………………………………...24
2.1. Анализ опыта России и стран Запада в решении проблемы………………………………………………………………24
2.2. Пример социальной реабилитации детей из закрытых воспитательных учреждений…………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………38
Введение
Конвенция ООН о правах ребенка признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Без сомнений, самое важное место в жизни ребенка отведено матери. Именно ее любовь и забота являются необходимым источником нормального психического и физического развития.
|
|
Работа посвящена проблеме психического развития ребенка в условиях материнской депривации.
Из-за многозначности понятия «материнская депривация» довольно сложно дать ему универсальное определение. В данной курсовой работе материнская депривация будет определяться как явление, обусловленное недостаточностью постоянного, тесного и стойкого отношения ребенка к матери или другому значимому взрослому, заменяющему ребенку мать. Отсутствие матери или другого значимого лица в жизни ребенка уменьшает шансы последнего на нормальное развитие без нарушений.
Актуальность темы обусловлена тем, что материнская депривация является мощным патогенным фактором в отношении целого ряда серьезных личностных расстройств. Наиболее ярко и отчетливо последствия материнской депривации проявляются у воспитанников детских домов, школ-интернатов. Исследования свидетельствуют о своеобразной, качественно иной картине личностного развития таких детей, особенно, если они оказались в таких условиях с рождения. Э. Эриксон в свое время утверждал, что ребенок в раннем детстве должен быть окружен близкими и доброжелательными взрослыми, иначе его развитие будет иметь своеобразные черты, граничащие с патологией.
Психологами выделяются следующие характерные особенности воспитанников детских домов: эмоциональная поверхностность, «прилипчивость», высокая агрессивность, жестокость, инфантильная безответственность и др.
|
|
Вот некоторые статистические данные одного из районов республики Алтай. Из 3302 детей, обучающихся в образовательных учреждениях:
- 272 с диагнозом умственная отсталость в степени дебильности;
- 29 с диагнозом имбецильность;
- 195 с диагнозом задержка психического развития;
- 184 ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями;
- у 198 детей наблюдаются приступы ярости и агрессии.
Целью работы является изучение проблемы психического развития ребенка в условиях материнской депривации и анализ возможных методов преодоления ее последствий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие «материнская депривация»;
2. выделить роль матери в жизни ребенка как ключевую;
3. выявить специфику психического развития детей в условиях ранней материнской депривации;
4. проанализировать опыт России и стран Запада в решении проблемы;
5. изучить пример социальной реабилитации детей из закрытых воспитательных учреждений.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена изучению влияния материнской депривации на психическое развитие ребенка. Во второй главе рассмотрены возможные и наиболее эффективные пути решения проблемы. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.