Создается новый тип общественных отношений – исключается внеэкономическое принуждение – открывается путь для научных знаний – свободное перемещение людей, товаров и услуг.
Реформация – антицерковное движение в 16 веке против способов утверждения веры, иерархии католической церкви. Отрицали верховенство папы, многие таинства, индульгенции.
Разделение веры и знания.
1. 17 век. Г.Галилей (1564-1642гг.) основные принципы:
· Концепция двойственности истины (истина разума (науки) и истина откровения) – оглядка на церковь, еще имевшую влияние.
· Резко отрицательное отношение к схоластической дедуктивной логике (от общего к частному)
· Дополнил идеи опытной науки 15-16 вв. идеей экспериментального исследования (вопрошание с пристрастием, изменение, преобразование объекта в ходе эксперимента)
· Единство резолютивного (аналитического) и композитивного (синтетического) методов научного познания
· Признание субъективности органов чувств.
Френсис Бэкон (1561-1626 гг.)
· Двойственность истины (религия не должна вмешиваться в научное познание)
|
|
Натуральная философия теологии – уступка теологии
· Наука должна дать человеку власть над природой (знание – сила)
· Возможность познания истины (вопреки взглядам скептицизма)
· Помехи научному познанию – «призраки» (идолы)
o Рода (предрассудки всего человечества)
o Пещеры (национальные, классовые, профессиональные группы)
o Рынка (неправильное употребление слов)
o Театра (неправильная философия)
Индуктивный метод – от частного к общему. Чувства являются основой всякого знания (сенсуалистическое отрицание схоластики). Выступал как против эмпириков, сравнивая их с муравьями, бессистемно собирающими факты, так и против ученых, сравнивая их с пауком, выделяющим паутину - знания. Истинный ученый должен брать пример с пчелы, которая собирает нектар и систематизирует его в сотах. Создал «новый органон» в противовес «Органону» Аристотеля.
Р. Декарт (1596-1650 гг.) – противопоставил схоластике рациональный метод познания в противоположность Бэкону. В ощущениях человек ошибается. Принцип сомнения «во всем должно сомневаться», но не так, как скептики, а в том смысле, что ничего нельзя брать на веру.
Правила научного исследования:
· ничего не принимать на веру пока не убедишься в полной достоверности исследуемого положения (принцип критицизма)
· расчленение проблемы на такое число более простых частей, сущность которых можно постичь с достоверностью (аналитический принцип)
· рассмотрение проблемы от простого к сложному (принцип последовательности)
· предпринимать такие широкие обзоры объекта, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено (полноты исследования)
|
|
учения Бэкона и Декатра были односторонними, но прогрессивными для своего времени.
Другие открытия Декарта:
· система координат
· буквенные обозначения в алгебре
· понятие «переменной величины»
· создание аналитической геометрии
· идея рефлексов в психологии
2. учение И. Ньютона (1643-1727 гг.) – подобно Аристотелю, который подвел итог теоретических открытий Древней Греции, Ньютон завершил формирование контуров экспериментально-математической науки 17 века.
Ньютон создал основы классической механики:
· Математическая формулировка закона всемирного тяготения
· Создал систему дифференциального интегрального исчисления как языка описания физической реальности
· Выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых свойств в природе света.
На основе открытий Ньютона сформировалась механистическая картина мира
· Вселенная – совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и времени, взаимосвязанных силами тяготения. При этом взаимодействие через пустоту передается мгновенно (принцип дальнодействия)
· Любые события однозначно определяются законами классической механики
· Элементарным объектом мира является атом – абсолютно твердая неделимая неизменная частица («тело», «корпускула»)
· Движение атомов и тел есть их перемещение в абсолютном пространстве и времени
· Природа понималась как машина, части которой управляются по законам механики, исключается случайность
· Редукция – сведение сложного к совокупности простых.
Научные идеи гуманитарного знания
Т. Гоббс (1558-1670) – теория государства, отрицания его божественной природы, обоснование естественного характера государства
Теория договорного происхождения государства – «Левиафан» - люди обладают свободой, но они натыкаются на свободу других, поэтому требуется Левиафан (смертный бог) – сила, которая установит порядок и создаст реальную свободу. Монархия.
Дж. Локк, Спиноза – считали, что наилучшая форма государственного устройства - демократическая республика.
Г.Лейбниц – 4ый закон логики (достаточного основания)
«Монадология» - «монада» - единица всего, единство физического и духовного.