1.5 – 2 тыс. лет на Древнем Востоке осуществлялось первоначальное накопление информации, но бессистемное. В эпоху античности происходило накопление и упорядочение информации.
V-XIV вв. н. э. – Средневековье. Варварские племена, противоречивость, различия в регионах (Западная Европа, мусульманский Восток)
1. Основные особенности: отрицание рабовладения, идея замены его феодализмом. Равенство перед Богом. По мнению американского медиевиста Л. Уайта, "главным достижением средневековья были не его соборы, не его этика или схоластика, а построение (впервые в истории) сложной цивилизации, не основанной на использовании тяжелого труда рабов"
Категоричность раннего христианства против рабства и стяжательства.
В отличие от античных мыслителей, считавших зазорным исследование способов физического труда (развитие техники), средневековые лидеры ориентировали человека на познание и покорение сил природы.
Количество технических изобретений в средневековье в 3 раза выше, чем в античности.
|
|
Важнейшим было создание в Западной Европе сети университетов (с 13 в.)
Развитие и усовершенствование формальной логики (называемой в то время диалектикой), которая использовалась церковью для обоснования положений Св. Писания (контрпродуктивное по сути занятие, но способствовало развитию науки)
Средневековый технический прогресс создавал важные предпосылки для последующего развития науки
· Межцивилизационные контакты (транспорт и связь). К 15-16 вв. западноевропейская цивилизация сравнялась с китайской по техническому уровню.
· Агрокультурная революция. Изобретение хомута и подковы в 4-5 раз повысило эффективность использования лошади.
· Совершенствование технологии плавки и обработки металла – создание артиллерии – завоевательные походы – обмен информацией
· Изобретены компас, кормовой руль, хронометр, что позволило кораблям выходить в открытый океан.
· Информационная сфера технического прогресса (дешевая бумага и книгопечатание)
· Порох (прогресс в военном деле) позволил Европе покорить Индию, Китай, Америку
2. Подлинное знание – всеобщее и аподиктическое (доказательное). Согласно христианскому вероучению таким знанием обладает только Бог.
Познание возможно лишь под контролем церкви. Жесткая цензура познавательной деятельности. В 12 веке была запрещена медицинская, юридическая и др. научная литература.
Универсальный метод познания – дедукция (от общего к частному), т. е. все эмпирические знания подводятся под объяснение св. писания. Особое значение придается дедуктивной логике Аристотеля.
В мире, созданном Богом, нет места объективным законам, поэтому естествознание не развивается, а развивается алхимия, астрология, магия, которые накопили эмпирические знания для химии и других наук.
|
|
Важной чертой науки стала описательность вместо объяснительности
3. В средние века, как и в древности, частные науки еще не сложились, поэтому все они считались разделами философии, а философия – «наукой наук» или «старшей наукой»
Периоды: IV – VIII вв. - патристика
IX XIV в.в. – схоластика
Патристика – формирование ортодоксального христианского вероучения в борьбе с язычеством, гностиками и манихеями. Категорическое отрицание античной культуры.
Представители: Тертулиан (2 в. н.э.), Блаженный Августин (к. 4 – н. 5 вв.) – «учиться, чтобы верить, верить, чтобы знать). «учиться» - у Платона (идеализм – несовместим с наукой)
Схоластика – средневековая философия, культура не ограничивалась христианской догматикой, для защиты христианского вероучения использовалось научное знание.
Создание университетов. Использовалось учение Аристотеля, но избирательно (существуют лишь частные вещи, у которых есть форма, созданная Богом)
Ансельм Кентерберийский – «истины, добытые разумом, но противоречащие Св. Писанию, должны быть отвергнуты и забыты»
Полемика о природе универсалий (общих понятий) – зависят ли универсалии от вещей, которые в них выражены, или не зависят и предшествуют вещам, т. е. существуют реально (до вещей) – реализм.
Универсалии зависят от вещей, возникают после них, являются наименованиями вещей – номинализм.
Церковь встала на сторону реалистов.
Ортодоксальные реалисты – Ансельм Кентерберийский
Умеренные реалисты – Альбер Великий, Фома Аквинский, 13 век – «главная задача - познание истинного бытия, т.е. Бога, от которого происходят конкретные вещи»
Идеи опытной науки (философия д. быть независима от религии, задача науки – открывать новое в вещах, напоминают принцип конкретности истины Н. Бора) – мыслители Оксфордского университета (Роджер Бэкон, У. Оккам, Дунс Скот).
«Бритва Оккама» - отсекать все, что не относится к сущности данного явления.
Дунс Скот отрицал идею сотворения мира, «нельзя создать что-то из ничего»
Борьба за утверждение опытной науки взамен дедуктивной.
Арабы захватили множество земель, создали Арабский Халифат (Север Африки, Кордовский Халифат в Испании) со столицей в Багдаде – создали множество научных и учебных заведений, переводили труды античных ученых.
В исследовании применяли принцип древнегреческих мыслителей – системность исследования, полнота материала, строгость исследований.
Уровень развития науки средневекового востока превосходил Александрию.
Математика – Мухаммед Аль-Хорезми (8-9 вв.)
Аль-Фараби – философ, осмыслил и доработал логику Аристотеля, написал комментарии к его трудам и собственные работы. «Второй логик» («второй учитель») после Аристотеля.
Непрерывные астрономические наблюдения до 15 века.
Аль-Беруни – сделал предположение о вращении Земли вокруг Солнца. Жил в Индии, изучал санскрит, переводил на него труды греческих мыслителей.
4. Восточная часть бывшей Римской империи, столица –г. Византии – Константинополь-Стамбул. После падения Рима стала независимым государством (в 395 г. окончательно отделились от Рима как Восточная Римская (Византийская) империя).
Византия в этот период была самым цивилизованным государством Европы.
Вплоть до XII в. она являлась самым культурным государством Европы и оказывала большое влияние на развитие соседних стран
9 век – создание кириллицы, связи с Киевской Русью.
После захвата турками Константинополя Византия вошла в состав Османской империи.
Византия сохранила традиции античности напрямую, тогда как Западная Европа – через арабов.
|
|
Своеобразными энциклопедиями естествознания в ранневизантийский период стали так называемые «Шестодневы», основанные на библейском сказании о сотворении мира в шесть дней. Основная цель «Бесед на Шестоднев» заключалась в изложении христианского учения о строении Вселенной и опровержении физических теорий античности. Наибольшей известностью пользовались «Шестодневы» Василия Великого и Георгия Писиды. Занимаясь разработкой философско-богословских проблем и полемизируя с древними писателями, они заимствовали из античности разнообразные сведения по естествознанию как реальные (о растениях, птицах, рыбах, пресмыкающихся, сухопутных животных и т. д.), так и фантастические (о священных гусях, о девственном рождении потомства у коршуна и гусеницы шелкопряда — тезис о непорочном зачатии и т. п.).
Ценные сведения о животном мире Египта, Эфиопии, Аравии, Цейлона и Индии содержатся в XI книге «Христианской топографии» (ок. 549 г.) Косьмы Индикоплова (т. е. «Плавателя в Индию»). Наряду с этим в ней утверждалось, что Земля есть плоскость, окруженная океаном и покрытая небесным сводом, где находится рай.
Медицина Византии продолжила традиции Римской культуры (водопровод, сточные системы, бани).
Делали компиляции (пересказ) Гиппократова сборника, сочинений Галена в соответствии с духом христианства.
Применение лекарственных растений, основано на трудах Феофраста по ботанике. Диоскорид – римский военный врач – основной учебник по лекарственному врачеванию (материя медика).
Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.
Первыми христианскими врачами считались братья-близнецы Косьма и Дамиан. Во времена Диоклетиана (284—305) они были преданы мученической смерти, впоследствии произведены в сан святых и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей.
Орибасий (4 в.) – энциклопедист, работал под покровительством Юлиана Отступника (язычество)
|
|
Аэций из Амиды – первый христианский врач, работы – компиляции из Орибасия
Одним из самых выдающихся врачей Византии был Орибасий из Пергама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325—403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья. Его учителем был знаменитый в то время врач Зенон с о. Кипр.
Впоследствии Орибасий стал другом и врачом императора Юлиана Отступника.
Высокообразованный Юлиан не принял христианской религии и всячески стремился сохранить наследие древнегреческой языческой цивилизации (в области медицины в частности). По его предложению (361) Орибасий составил свой основной энциклопедический труд «Collecta medi-cinalia» («Врачебное собрание») в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27.
В нем он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов. О многих сочинениях мы знаем лишь то, что успел сообщить Орибасий.
За свои научные взгляды и приверженность античным традициям Орибасий подвергался гонениям со стороны церкви и после гибели Юлиана (в персидском походе в 363 г.) был временно изгнан из Константинополя.
После Орибасия в Византии было несколько выдающихся энциклопедистов-медиков. Среди них Аэций из Амиды (грея. Aecios, лат. Aetius Amide-nus, 502—572), который считается первым византийским врачом-христианином. Он также учился в Александрии, затем служил начальником императорской свиты и врачом при дворе Юстиниана. Основное; сочинение Аэция — руководство по медицине «Tetrabiblos» («Четверокнижие») в 16 книгах является компиляцией трудов Орибасия, Галена, Сорана и других авторов, а также содержит рецепты египетской и эфиопской медицины, охватывая, таким образом, почти всю практическую медицину региона Средиземноморья того времени.
Создавались больницы в монастырях для увечных путников, врачи получали жалование, медицинские школы при больницах.
Образование (в т. ч. медицинское) носило светский характер
Четырехпутье (квадривиум) – математика, геометрия, астрономия, музыка.
Трехпутье (тривиум) – грамматика, диалектика, риторика
Тривиум+квадривиум=энкликликос пандеи
Обучение носило дискуссионный характер. Выпускники получали звание архиатров.
Частная врачебная практика с разрешения императора.
5. В то время, когда в Западной Европе существовало 2 университета, в одном только Кордовском Халифате было 17 вузов и 70 библиотек.
Лечение состояло из правильного режима и применения лекарственных средств.
Высокий уровень изготовления лекарств.
Была изобретена водяная баня, перегонный куб, фильтрование, азотная, соляная кислота, спирт.
Абу Али ибн Сина – к 16 годам стал признанным врачом в Бухаре. В основном жил в Иране. Создал «канон медицины» в 5 книгах (20 лет создавал), который перевели на латинский язык и напечатали. Считается самым изучаемым трудом в истории человечества. Был переиздан в 15 веке 16 раз, в 16 – 20 раз. Обобщил весь опыт древности и раннего средневековья в сочетании со своими наблюдениями, дал оригинальные для своего времени трактовки.
Ар-Рази – 10в., Багдад, создал «Всеобъемлющую книгу по медицине» в 25 томах. Анализировал болезнь с позиций самых разных авторов и свои наблюдения. В 13 веке был переведен на латинский язык.
Аз-Захаррави – ХИРУРГ
Али-ибн-Иса – «меморандум для окулистов»
Больничное дело – лепрозории, больницы для душевнобольных, слепых, престарелых создавались на средства халифов, принцев, врачей, финансировались государством.
Существовали общие большие больницы, при них создавались школы и библиотеки, частные небольшие и военные передвижные. Были женщины-врачи.
Коран – принципы гигиены (пятикратное омовение и т.п.)
6. Западная Европа находилась на доцивилизационном уровне развития, низкий уровень санитарии и гигиены в городах – первый водопровод появился в 15 веке в Германии, хотя города появились в 12 веке.
Крестовые походы – завезли новые растения, сахар, восточные обычаи (мыть руки перед едой), но и болезни.
Существовали бани, больницы светского типа.
Эпидемии и пандемии - проказа (19 тыс. лепрозориев в Западной Европе), чума («черная смерть») – 50-90% населения (в среднем 1/3) умерло в Западной Европе.
Появился карантин (итал. «сорок дней»)
Характер преподавания в медицинских школах – схоластическо-догматический.
Первые аптеки появились в Кордовском Халифате.
7. Возрождение – эпоха перехода от средневекового теоцентризма к антиклерикальной и антифеодальной эпохе нового времени.
Сущность переходности этого периода: в теоцентризме Бог представлен как нечто внешнее по отношению к природе и стоящее над ней, а в пантеизме Бог сливается с природой, становится ее частью (важной, ведущей, но все же частью). В связи с этим меняется мировоззрение человека. Познание природы становится делом первой важности. Переход к атеизму. Причина – ослабление влияния церкви, качественный скачок в развитии техники.
Н. Кузанский «Бог есть все и ничто из всего».
Меняется роль человека – особая часть созданного Богом мира, богоподобное существо, должен быть творцом.
Официальной философией остается схоластика, но в ней самой существует потребность возрождения античной культуры.
Развиваются антисхоластические тенденции, ранее всего в этике и эстетике. Идеи стоицизма и эпикуреизма (право человека на счастье) заменяют ригоризм и аскетизм (примат морали).
Человек создан Богом не для прозябания. Человек объявляется «Величайшим из чудес мира» (Данте). В натурофилософии большую роль сыграли идеи Коперника (1473-1543 гг.), Дж. Бруно, Н. Кузанского, Парацельса.
Коперник – гелиоцентрическая модель мира.
Дж. Бруно – конкретизировал идеи Коперника. Считал, что солнце не является центром мира, таких звезд и миров множество.
Парацельс – мир основан на созданной Богом первоматерии и представляет собой развивающуюся целостность.
Человек – микрокосм в макрокосме и способен познать мир опытным путем.
Мигель Сервет – был сожжен на костре за открытие малого круга кровообращения
А. Везалий – казнь заменили паломничеством в Иерусалим, попал в кораблекрушение, остался жить на острове.
Гуманитарные взгляды того времени были метафизическими – общество как сумма индивидов. Требования обобществления собственности – утопический социализм (Т. Мор, Кампанелла).
8. Леонардо да Винчи – одним из первых в Европе стал вскрывать трупы людей, инъецировал воск в сосуды, делал распилы костей и органов. Не систематизировал полученные результаты, поэтому основоположником анатомии считается А. Везалий (1514-1564) – обнаружил ок. 200 ошибок в трудах Галена (который был канонизирован церковью), систематизировал анатомические знания. За посягательство на Галена был осужден на казнь (см.выше).
Парацельс – основоположник ятрохимии. «не заучивание и повторение трудов Гиппократа и Галена, а накопление собственных идей».
Система врачевания основана на трех элементах (сера, ртуть, соль), болезнь – нарушение соотношения этих элементов. Ввел в медицину широкое применение минеральных веществ. «Все есть лекарство и все есть яд, лишь доза делает вещество тем или другим». Сочетание химиотерапии с магией и астрологией. Объединил медицину и хирургию, осуждал участие врачей в казнях и пытках. Учение о контагии.
Джироламо Фракасторо (1478-1553 гг.) – Падуанский университет «О контагии, контагиозных болезнях».
Контагия – живое размножающееся начало заболевания, которое выделяется больным организмом. Три пути заражения – контактный, через предметы, аэрогенный.
Хирургия эпохи Возрождения. В средние века были «длиннополые» хирурги – делали самые сложные операции, «короткополые» (цирюльники) – простые и «банщики» - простейшие (удаление мозолей). Хирургам запрещалось выписывать рецепты, ставить клизмы.
Врачи занимались теоретическими диспутами, хирурги – практическими знаниями.
Первая хирургическая академия появилась в Париже, позже была приравнена к медиуискому факультету университета.
Не существовало обезболивания и представления о раневой инфекции. С появлением огнестрельного оружия появились раны с большой раневой поверхностью – осложнения.
И. де Виго считал порох ядом, причиной заражения ран. Предложил лечить раны прижиганием каленым железом и смолой.
А.Паре (16 в.) – хирург и акушер. Был хирургом-цирюльником. Первые труды по хирургии писал на французском языке. Учение о лечении огнестрельных ран при помощи мазевых повязок в 1536 году (случайно). Усовершенствовал хирургические инструменты, придумал новые, конструировал искусственные конечности.