Вопрос 5. Методология педагогики и методы педагогических исследований.
Методология педагогики - учение о принципах, формах и методах научного познания педагогической действительности. Методология педагогики является многоуровневой системой, которую образуют:
1 Философская методология (выражает мировоззренческую интерпретацию результатов научной деятельности, форм и методов научного мышления в отражении картины мира)
2 опоры на общенаучные принципы, формы, подходы к отражению действительности Такими принципами являются системный подход, моделирование, статистическая картина мира
3 Конкретная научная методология (совокупность методов, форм, принципов исследования в конкретной науке)
4 Дисциплинарного методология (совокупность методов, форм, принципов исследования, используемых в определенном разделе науки, например в дидактике
Методология междисциплинарных исследований
Этой многоуровневой системе присуща соподчинение уровней, согласно которой философский уровень является содержательной основой любого методологического знания, определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
|
|
Методы научно-педагогического исследования
Организуя исследования, необходимо оптимально сочетать комплекс методов, заботясь, чтобы такое сочетание обеспечило получение разносторонних сведений о развитии личности, коллектива или другого объекта воспитания или обучения.
Методы педагогического исследования:
- эмпирические, - теоретические - математические - статистические
Эмпирические: