double arrow

Самоопределение и профориентация школьников


Самоопределение –это определение (выбор) своего места в обществе, в жизни. Выбор ценностных ориентиров, обретение адекватной позиции в обществе. ( Это основа, источник самореализации).

Личность надо подготовить к самоопределению.

Профессиональная работа включает следующие аспекты:

- экономический ( демографический кризис)

- социальный ( престиж профессии, удовлетворённость или неудовлетворённость выбранной профессии)

- психологический (психологические возможности, способности) + медико-физиологический

- педагогический ( закономерности, принципы, методы)

- правовой.

Профориентация – это научно-обоснованная система подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Теоретические основы:

Объект – сам процесс социально-педагогической профориентации, самоопределение личности.

Предмет – вся профориентационная деятельность ( принципы, формы, методы).

Организация профориентации.

Закономерности ( связаны с развитием личности) – личность формируется через деятельность и с помощью деятельности.




Принципы ( требования):

Социальные: сознательности, активности, соответствия возможностям, развития, связи с потребностями общества.

Педагогические:

1. Связь с жизнью, трудом, с практикой.

2. Систематичности.

3. Преемственности.

4. Взаимосвязи школы с базовыми предприятиями.

5. Воспитывающие характер профориетационной работы.

6. Индивидуализации.

7. Дифференциации.

8. Сочетания индивидуальных и коллективных форм.

Направления профориентационной работы:

профессиональное просвещение, воспитание, диагностика, консультация, отбор и подбор, адаптация.

Задачи профориентационной работы:

1. Оказание пед. помощи при выборе профессии.

2. Расширить знания о выборе профессии.

3. Выявить и развивать способности ( диагностика).

4. Формировать практические умения и навыки.

Формы работы:

- профессиональная консультация (работа с семьёй и родителями);

- профессиональная диагностика;

- беседа;

- экскурсия;

- встречи с представителями различных профессий;

- круглые столы;

- родительские собрания;

- выпуск газет, бюллетеней;

- праздник профессий.