Диагностический инструментарий социального педагога

Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.

Диагностика — важнейший компонент социальной техноло­гии: цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ.

Алгоритм процедур типовой технологии:

· ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение пред­мета диагностики, выбор основных показателей или критериев;

· измерение и анализ показателей;

· формулирование и оформление выводов, заключение, по­становка социального диагноза.

Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики лич­ности необходимо:

· выявление специфических социальных качеств, особеннос­тей развития и поведения;

· уточнение социальной ситуации развития;

· определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением че­ловека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникатив­ные способности, психологическая совместимость и т.п.);

· ранжирование, описание диагностируемых особенностей кли­ента, построение «социального портрета» личности.

Результаты диагностической деятельности оформляются со­циальным педагогом в единую «Карту-характеристику личнос­ти», «Медико-психолого-педагогическую характеристику лич­ности» и т. п.

В своей работе социальный педагог использует широкий спектр ди­агностических методик: социально-психологических, психологи­ческих, социологических, педагогических, медицинских.

Наблюдение метод познания и исследования, который ис­пользуется при изучении внешних проявлений поведения челове­ка и без вмешательства в протекание его деятельности.

Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.

Анкетирование метод множественного сбора статистическо­го материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рас­считана на получение материала, касающегося или непосредствен­но испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрыва­ет преимущественно конечный результат, а не динамику процесса.

Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью орга­низуется и направляется таким образом, чтобы максимально при­способить вопросы к возможностям отвечающего


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow