Вопрос 7: Основные методы профориентации

Комплексная классификация услуг

Классификация услуг по отраслевому принципу

Классификация услуг по функциональной направленности

В чистом виде существует немного видов услуг, которые формируют исключительно определенный по функциональной направленности сектор услуг. Поэтому целесообразно выделить в сфере услуг функциональную направленность:

· услуги, ориентированные на производство;

· услуги, ориентированные на общество;

· услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;

· услуги личного характера.

Так, к услугам, ориентированным на производство, относятся услуги по техническому обслуживанию, наладке, настройке и ремонту производственного оборудования и технических систем. Сюда могут быть отнесены услуги по складированию, хранению материально-технических ресурсов и снабжению ими, а также различные услуги производственной инфраструктуры (дороги, мосты, подъездные пути).

Услуги, ориентированные на общество, включают услуги органов государственного управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функции по государственному регулированию экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики. Нередко их называют государственными (правительственными) услугами.

К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг: техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и теле-, видеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности и i. д.

Услуги личного характера включают: парикмахерские, фотоателье и разнообразные рекреационные услуги и непроизводственные виды бытового обслуживания.

Но многие услуги имеют двойственную функциональную природу, а некоторые услуги даже многофункциональную направленность. Так, услуги транспорта при технической и технологической общности как собирательной отрасли подразделяются на услуги по обслуживанию производства — грузовой транспорт и на услуги по обслуживанию личности — пассажирский транспорт.

Двойственную функциональную направленность имеют связь и информационное обслуживание. А, например, торговля средствами производства имеет дело с производственной сферой, а розничная торговля — с населением, с непосредственным потребителем.

Услуги, ориентированные на домашнее хозяйство, и услуги личнностного характера относят к услугам как таковым. Они формируют сервис в собственном смысле слова. Что касается социально-культурных услуг — образования, культуры, здравоохранения, а также науки, научного обслуживания, то эти услуги также многофункциональны.

Приведем общую классификацию, построенную по отраслевому принципу:

· технический сервис;

· технологический сервис;

· информационно-коммуникационный сервис;

· транспортный сервис;

· гуманитарный сервис.

Технический сервис — это обеспечение безотказного длительного ресурса работы в гарантийный и постгарантийный период технических средств индивидуального пользования за счет «продвинутой» производственной технологии промышленных предприятий в виде сети их сервисных подразделений регионального Характера и за счет создания широкой сети мелких автономных обслуживающих предприятий и мастерских.

Подобного рода сервис характерен для стран со средним и низким уровнем технологического развития. Россия на сегодняшний день в части использования в производстве товаров народного потребления новейших технологий, а также соблюдения стандартов качества находится безусловно среди них. Поэтому технический сервис подобного рода в России будет существовать и развиваться неопределенно долго, в том числе в системе бытового обслуживания населения.

Технологический сервис в России получил наибольшее развитие. Его функциональное предназначение заключается в удовлетворении, в основном, индивидуальных потребностей населения в двух направлениях.

1. Изготовление (индивидуальное производство) одежды, обуви, предметов домашнего обихода, бижутерии, ювелирных изделий и прочего в условиях малых предприятий, как правило, входящих в службу быта.

2. Восстановление потребительских качеств предметов индивидуального потребления, их модификация, придание бывшим в употреблении изделиям современного вида, изменение функциональных характеристик предметов и прочее. Технологический сервис эффективен в тех случаях, когда в этом общественно организованном индивидуальном производстве используются современные технологии, материалы с улучшенными характеристиками, квали фицированный персонал, способный обеспечить высокое качество, разумная ценовая политика и ряд других факторов, в совокупности своей отражающих истинный смысл категории «сервис».

Информационно-коммуникационный сервис — это процесс удовлетворения потребностей отдельных граждан и общественных структур в получении информации, ее передаче и распространении. Дополнительно каждый потребитель может выбрать свой информационный уровень и удовлетворить свои потребности в поиске, получении, обработке и анализе информационных ресурсов.

Транспортный сервис предлагает оказание услуг в удовлетворении потребностей граждан в личном пространственном пepемещении. Сюда входит целый комплекс услуг различного уровня обеспечивающий и сопровождающий пространственное перемещение граждан в пределах отдельных селитебных зон, региональное и межрегиональное перемещение на всех видах транспортных средств (автомобильный транспорт индивидуального (такси) и общественного пользования, метрополитен, железнодорожный, речной, морской, воздушный и прочие виды транспорта).

Уровень и тип транспортного средства, протяженность перемещения обусловливают специфику транспортного сервиса. Кроме личного пространственного перемещения в транспортный сервис входит пространственное перемещение грузов непромышленного назначения, составляющих фонд личного потребления граждан и материальную базу социальных структур.

Гуманитарный сервис охватывает широкий спектр в области удовлетворения социально-культурных, интеллектуальных, биопсихофизиологических, рекреационных и иных потребностей граж­дан. Сюда же относятся развлечения, туризм, прокат аудио- и видеопродукции, гостиничное обслуживание, кинематограф, музеи, театры, услуги образовательного, культурно-развлекательного, санитарно-врачебного и т. п. характера, предоставляемые индивидуально в домашних условиях.

Как следует из рассмотренных выше зарубежных и отечественных моделей классификации услуг, отработка классификационных критериев и разбиение сервисной деятельности на группообразующие единицы требует немалых усилий со стороны специалистов. Эта работа пока не завершилась созданием общепринятых классификационных схем. Мы завершим этот раздел вариантом комплексной классификации, который включает шесть классов:

1. Производственный сервис.

2. Сервис сферы общественного устройства (назначения).

3. Социально-культурный сервис.

4. Интеллектуальный сервис (экономический, юридический, образовательный, информационный).

5. Сервис в сфере обращения.

6. Хозяйственный сервис.

Производственный сервис

Сервис производственного характера целесообразно рассматривать в содержании четырех его главных составляющих:

1. Услуги, непосредственно входящие в производство товара, выступающие в виде полуфабриката или промежуточного продукта, либо обеспечивающие концентрацию на месте производства конечного продукта его комплектующих, отдельных узлов и деталей.

2. Услуги по ремонту и содержанию в исправном состоянии техники, оснастки, оборудования, непосредственно включенных в процесс производства продукта, а также зданий и сооружений, косвенно обеспечивающих это производство. Здесь требуется, однако, некоторое уточнение. Дело в том, что, если подобный ремонт осуществляется работниками предприятия — изготовителя продукции, эти работники считаются производственными рабочими и средства, затраченные на ремонт, включаются в себестоимость продукции на ее внутрифирменном, внутризаводском уровне. Если этот же ре­монт осуществляется контрактным ремонтным предприятием, в этом случае и рабочие, и доход относятся к сфере услуг. То же можно говорить о вариантах ремонта готового продукта, если для этой цели он возвращен предприятию-изготовителю.

3. Услуги в виде технической подготовки продукта к вводу в эксплуатацию и поддержание его технико-эксплуатационных характеристик в границах запрограммированных параметров. Здесь также возможны два варианта:

• эти услуги выполняются работниками предприятия-изготовителя, его базового или регионального подразделения;

• субъектом услуги выступают иные предприятия, не связанные непосредственно с производством и распределением продукта.

Услуги на базе использования высоких технологий — про­изводство предприятием программных продуктов и телекоммуникационных услуг.

Независимо от уровня потребителя (предприятие или индивидуальное лицо) в качестве форм сервиса в его структуре можно выделить:

• предпродажные услуги;

• постпродажные услуги.

Предпродажный сервис включает в себя предпродажную подготовку и услуги непосредственно при продаже. Предпродажная подготовка — это, по существу, технический сервис во всем его объеме, включая наладку, подстройку, при необходимости — регулировку, устранение внешних и внутренних дефектов, появившихся в результате транспортировки с завода-изготовителя до места передачи продукта потребителю. Предпродажное обслуживание должно быть бесплатным.

Постпродажный сервис включает в себя все виды услуг, оказываемых потребителю с момента поступления продукции в его владение (аренду, лизинг) до ее утилизации. Здесь можно выделить два этапа: гарантийный сервис и послегарантийный сервис в границах цикла существования продукта как целостной системы.

Цель гарантийного сервиса — обеспечение уровня технико-эксплуатационных характеристик продукта в границах запрограммированных параметров (в т. ч. по качеству и внешнему виду) на условиях, определяемых предприятием-изготовителем и за его счет.

Цель послегарантийного сервиса — при участии потребителя и поставщика проведение комплекса мероприятий по обеспечению эффективности работы изделия до выработки им своего расчетного ресурса.

Сервис сферы общественного устройства (назначения)

Для анализа сферы общественного устройства, вероятно, правильнее было бы употребить категорию «услуга» вместо более широкого понятия «сервис». В этой отраслевой структуре определяющими выступают услуги государственных и социальных институтов, обеспечивающих функционирование и развитие, единство, стабильность и безопасность государства, общества и его граждан.

В эту отрасль общественно необходимых услуг следует отнести деятельность органов государственного и общественного управления, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, политических партий и общественных организаций, национальную финансовую систему и т. п.

Основные субъекты этой сферы осуществляют свою деятельность преимущественно в виде чистых услуг, полезный эффект которых чаще всего определить крайне трудно. Ресурсные финансовые потребности субъектов услуг сегодня чрезвычайно велики и учет их, как показывает практика, малоэффективен. В этой связи эффективная организация и функционирование сферы государственного и общественного устройства наряду со сферой материального производства выступают в числе приоритетных отраслей общественного развития.

Интеллектуальный сервис

Услуги в сфере интеллектуального сервиса сегодня носят едва ли не самый распространенный характер. Причем их объем, ассортимент, качество, социальная и индивидуальная значимость самым непосредственным образом связаны с экономическим и социальным уровнем развития общества, с имеющей в нем место социально-классовой структурой, с уровнем исторической культуры и отношением к культурным ценностям прошлого и настоящего.

Интеллектуальная сфера пронизывает все уровни общества, и сфера услуг здесь чрезвычайно разнообразна. Более того, если мы будем рассматривать интеллектуальный сервис как систему, то без особых затруднений сможем выделить в ней целый ряд подсистем, имеющих для общества в целом и для каждого его гражданина существенное, если не определяющее значение.

С достаточным для того основанием здесь можно выделить следующие основные группы сервисной деятельности:

1. Экономический сервис, охватывающий интеллектуальную деятельность в области финансовых услуг, страхования, сделок с недвижимостью, бухгалтерского учета и аудита, лицензионной торговли и прочее.

2. Юридический сервис, область распространения которого может варьировать от предоставления консультационных и практических услуг разового характера до официально оформленного пожизненного обслуживания клиента.

3. Образовательный сервис, который сопутствует человеку на протяжении всей его активной творческой жизни. Услуги, предлагаемые в сфере образовательного сервиса, несут в своей конструкции многоуровневые характеристики, определяемые стратегическими и тактическими целями отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Основой целей выступают интересы и потребности.

Образовательный сервис призван удовлетворить выступающие в диалектическом единстве и взаимосвязи интересы общества (макросреда), интересы классов и социальных групп (мезосреда) и интересы малой социальной группы (микросреда), часто проявляющиеся через деятельность отдельного индивида, реализующего сначала потребность этой малой группы (в раннем детском возрасте), а позднее и свою собственную. Разброс потребностей в сфере образовательного сервиса, обусловленный множественной индивидуальностью общества, обусловливает и множественность услуг в этой сфере сервисной деятельности, которая, будучи предназначенной для удовлетворения духовных потребностей, не ограничивается никакими социальными рамками.

4. Информационный сервис в широком смысле слова — это обеспечение потребителя информацией в границах текущего времени, в объемах и тематике, необходимых для удовлетворения его потребностей. Информационный сервис выражается в работе с потребителем услуг в различных вариантах:

а) исследование субъектом сервиса информационных ре­сурсов, анализ, обработка материалов и прочее и предоставление результатов работ потребителю информационных интеллектуальных услуг в ранее оговоренных объемах и характеристиках;

б) предоставление потребителю информационных ресурсов с соответствующим техническим оснащением для самостоятельного поиска, исследования, анализа и освоения информации;

в) предоставление потребителю возможности самостоятельно с использованием своего технического обеспечения проводить освоение, исследование и анализ информационных ресурсов субъекта сервиса;

г) совместное с потребителем в разных вариантах взаимо­действия исследование информационных ресурсов либо принадлежащих субъекту услуг, либо информационных полей, в которых субъект услуг также выступает их по­требителем, но первичным по отношению к своему за­казчику.

Сервис в сфере обращения товаров и услуг

По рассмотренному нами ранее общероссийскому классификатору услуг к сфере обращения товаров и услуг следует отнести услуги торговли и общественного питания, услуги рынков, услуги коммуникационной сферы. Мы бы добавили сюда дистрибутивные услуги, транспортные услуги, услуги складского хозяйства и т. п.

Все рассматриваемые в этой отрасли услуги в той или иной мере связаны с обращением товара на конечном его этапе продвижения

к непосредственному потребителю. Без услуг этого рода практически не будет существовать конечной цели производства товаров широкого потребления и сам процесс производства, ввиду невостребованности его результатов, окажется за рамками его естественной для исторического развития общества объективной необходимости.

Диалектическая взаимосвязь потребностей производства и потребления, обеспечивающая воспроизводство общественной жизни в ее разнообразии и динамике, окажется прерванной, и общество как социальный организм просто прекратит свое существование, поскольку натуральное хозяйство отдельных социальных субъектов не только не обеспечивает общественные формы воспроизводства социальных институтов, оформляющих должным образом общественный прогресс, но становится на пути их развития непреодолимым барьером.

Из рассмотренных нами отраслей деятельности в сфере услуг торговля выступает одной из самых древних форм обслуживания потребностей людей. Ее корни обусловлены общественным разделением труда и восходят к временам формирования человеческого общества. Позже именно торговля стала одним из главных градообразующих факторов в истории стран и народов.

Хозяйственный сервис

Среди рассматриваемых отраслей российского сервиса хозяйственный сервис занимает важнейшее место. В его структуре выделяют две основных составляющих:

1. Сфера технического жизнеобеспечения (городское хозяйство), включающая в себя пассажирский транспорт, коммуникационные сети (дороги, мосты и пр.), сантехническое хозяйство, системы водо- и энергообеспечения и прочее в части распределения, обслуживания и ремонта. Без указанной инфраструктуры городской быт уже немыслим.

Эта сфера услуг общественного характера, называемая сферой коммунального хозяйства, оказывает общественно необходимые хозяйственные услуги деперсонифицированно в основном населению конкретной селитебной зоны, но в какой-то части (дороги, пассажирский транспорт, связь) также населению региона и общества в целом.

2. Сфера бытового обслуживания населения. Быт людей — это их повседневная жизнь вне рамок профессионального рабочего времени, в которых определенную и достаточно существенную часть жизни проводит каждый человек. Служба быта, следовательно, представляется как совокупность предприятий, учреждений и других субъектов услуг, которые на профессиональной основе занимаются удовлетворением бытовых потребностей людей.

Сущность любой методики - расширение возможностей самого психолога-практика. Например, если психолог обладает природным обаянием, высокими импровизационными возможностями, жизненным и профессиональным опытом и т.п., ему могут и не понадобиться многие "эффективно работающие" методики. Правда, если такой психолог все-таки утомится к концу рабочего дня, удачно выбранная методика может "подстраховать" его, т.к. постоянно работать в активном, творческом режиме довольно сложно.

Обычно при рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики и 2) психотехническую модель, где отражены процедура, условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как "внешнему средству", представленному в различных книгах и методических пособиях. Чтобы методика работала, необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической моделью). Все это относят к методике как "внутреннему средству работы психолога".
Как отмечает Е.А. Климов, методика - это как минимум совокупность внешних и внутренних средств профессиональной деятельности психолога (Климов, 2003. С. 117-118). Иногда бывает так, что психолог хорошо разбирается в проблематике, но не умеет работать с подобными процедурами практически. И тогда использование методики будет менее эффективным.

При прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько предполагаемые учащиеся (клиенты) готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах. Также важно учитывать приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования процедуры методики (например, в некоторых школах администрация иногда заявляет: "Нашим школьникам тесты уже надоели"). В подобных ситуациях профконсультанту важно либо постараться "просветить-переубедить" администрацию, что далеко не всегда получается, либо, прекрасно понимая необходимость тестирования или использования игровых методов, работать с этими методами как-то "полуподпольно", чтобы не сталкиваться с открытым противодействием влиятельных в школе лиц. Тем более что сам психолог (как специалист с высшим образованием) в немалой степени должен отвечать за то, как и с помощью каких методов он работает.

Ниже представлены основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с выделенными ранее основными целями профориентационной помощи (см. Пряжников, 2007).

Информационно-справочные, просветительские методы:

§ профессиограммы - краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом "воспринимаются" многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);

§ справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);

§ информационно-поисковые системы - ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): "ручные" варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьтеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);

§ профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);

§ экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);

§ встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);

§ познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

§ профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные "мероприятия");

§ учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего);

§ использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения "производить впечатление" на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения "объема" профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода "редакторским правкам" и "цензуре");

§ различные "ярмарки профессий" и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и с выпускникам школ.

Методы профессиональной психодиагностики (в идеале - помощь в самопознании):

- беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

- открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);

- опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. "пригодные для большинства", это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);

- опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий - "профпригодность формируется в самой трудовой деятельности" (по Е.А. Климову);

- "личностные" опросники (требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации); по-настоящему личность нельзя "просчитать" (возникает масса проблем); настоящий личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на "референдумах" и при "голосованиях", когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде); примечательно, что иногда о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (тест на "жлобовство"); таким образом, получается, что тест на "личностность" - это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это проявление своей нравственной позиции в "мелочах" жизни, т.е. очень сложно оценить личность в обыденном, "усредненном" режиме жизни;

- проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);

- методы наблюдения - это один из основных научно-практических методов работы психолога - по Е.А. Климову (при условии владения этим методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);

- сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение "стукачей" и доносчиков);

- психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);

- "профессиональные пробы" в специально организованном учебном процессе по типу "F-теста" японского профессора Фукуямы (см. Укке, 1990), что обычно требует очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение "заинтересованности" фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;

- использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;

- исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с "испытательным сроком");

- использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:

§ группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали "Клубы ищущих работу" и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;

o тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);

o сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;

o "пламенные" публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;

o профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

o личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);

o различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;

o "праздники труда", повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не "торжественное заорганизованное мероприятие").

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:

Ø построение "цепочки" основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;

Ø построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных "деревьев" и "ветвей"), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

Ø использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: