Методы научного исследования. Характеристика традиционных методов исследования

Научный метод – это система правил и предписаний, направляющих человеческую деятельность (производственную, политическую, культурную, научную, образовательную и т.д.) к достижению поставленной цели. Методы подразделяются на следующие:

· всеобщий, или философский, общенаучные и методы частных наук;

· констатирующие и преобразующие;

· эмпирические и теоретические;

· качественные и количественные;

· содержательные и формальные;

· методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;

· описания, объяснения и прогноза;

· обработки результатов исследования.

Методы педагогического исследования в отличии от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения: 1)определение задачи и цели (то есть для чего ведется наблюдение);
выбор объекта, предмета и ситуации (что собираемся наблюдать); 2)выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);3) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); 4) обработка и интерпретация полученной информации.

Беседа применяется с целью получения дополнительной информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Разновидностью беседы является интервьюирование. При этом методе опроса исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью вопросы записываются открыто.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкетирование еще называют заочным опросом.

Этапы составления вопросника: 1)определение характера информации, которую необходимо получить; 2)составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; 3)составление первого плана вопросника; 4)предварительная его проверка путем пробного исследования; 5)исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

Этапы эксперимента: 1)теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);2)методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); 3)собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, управление опытом и измерение реакций испытуемых);4) аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: