Структура педагогики. Ее место в системе наук

Структура:

общая педагогика базоваянаучная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

возрастная педагогикадошкольная (наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников), школьная (закономерности воспитания и обучения школьников в разных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.) педагогика взрослых (изучает возрастные аспекты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;
история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей.

Исправительно-трудовая педагогика (педагогика пенитенциарных учреждений) содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления, и связана с юриспруденцией и правоведением.

Сравнительная педагогика – область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира.

Место педагогики в системе наук. Педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук, она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие.

Педагогика и психология: Изучает особенности развития личности в различные возрастные периоды, психические процессы, протекающие в ходе обучения и воспитания школьников. Педагогика и Этнология: изучает бытовые и культурные особенности народов, культурно национальные особенности в воспитании, использование национальных традиций. Педагогика и история: предполагает учет исторических особенностей развития общества при исследовании проблем обучения и воспитания, анализе идей и теорий прошлого, определении возможностей их использования в настоящее время. Педагогика и физиология: научно обосновывает поведенческую деятельность человека, изучая процессы, происходящие в высших отделах нервной системы. Педагогика и социология: изучает общество и социальные процессы, происходящие в нем; влияние соц. среды на человека, взаимоотношения людей в группах.

Педагогика и экономика: исследует уровень финансовых и материально-технических затрат на развитие учебных заведений; Определение необходимого количества средств на обучение человека. Педагогика и философия: является теоретической платформой осмысления педагогического опыта и сознания педагогических концепций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: