Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Этапы наблюдения:
1)определение задачи и цели (то есть для чего ведется наблюдение);
выбор объекта, предмета и ситуации (что собираемся наблюдать);
2)выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);
3) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
4) обработка и интерпретация полученной информации.
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение – со “стороны”; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Требования: определить предмет, задачи, план, фиксировать результаты, обработка данных, сопоставление.
Недостатки: невозможно обеспечить объект информации.
Вопрос№9.