double arrow

Наблюдение, как метод исследования

Наблюдение целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Этапы наблюдения:

1)определение задачи и цели (то есть для чего ведется наблюдение);
выбор объекта, предмета и ситуации (что собираемся наблюдать);

2)выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);

3) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

4) обработка и интерпретация полученной информации.

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное наблюдение – со “стороны”; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Требования: определить предмет, задачи, план, фиксировать результаты, обработка данных, сопоставление.

Недостатки: невозможно обеспечить объект информации.

Вопрос№9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: