Идея классового подхода к вопросам воспитания и образования

К. М и Ф. Э не отвергали гуманистическую идею социалистов-утопистов XIX в. о гармоническом развитии личности, о разностороннем проявлении способностей индивида как главной цели воспитания социалистической ассоциации. Однако в противоположность, средством реализации этой общечеловеческой цели они считали революционную классовую борьбу, утверждая, что насилие необходимо не только как непременный инструмент свержения господствующего класса, но и потому, что пролетариат якобы только в революции может сбросить с себя всю «старую мерзость» и создать новую основу общества. Таким образом, на классовую борьбу и революционное насилие возлагались не только политические, но и определенные педагогические функции, ориентированные на создание нового поколения людей.

К. М и Ф. Э с новым видением проблемы продолжили разработку идей о замене «частичного рабочего» всесторонне развитой личностью в соответствии с объективной тенденцией, порождаемой крупнопромышленным производством.

По мысли К. Маркса, для всестороннего развитого индивида выполняемые им различные общественные функции представляют «сменяющие друг друга способы жизнедеятельности». Эту принципиально новую задачу призвано решать целостное развитие человека, основанное на единстве всех сторон воспитания, формирующего новый тип личности- «тотально развитый индивид». Такое понимание привело К. М и Ф. Э к выводу, что тенденция крупной промышленности вовлекать детей и подростков в сферу производства является прогрессивной..

Ведущее место умственного воспитания как составной части всестороннего развития диктовалось К. М и Ф. Э превращением науки в производительную силу. Поэтому школа, по их мнению, должна обеспечить усвоение подрастающим поколением разносторонних, необходимых в жизни научных знаний

Верные своему принципу классового подхода к воспитанию и образованию, К. М и Ф. Э считали, что познание законов развития природы, человека и человеческого общества должно стать средством в борьбе за революционное преобразование существующего общественного строя.

Высказав мысль о политехническом, или технологическом образовании, К. М и Ф. Э имели в виду необходимость ознакомления подрастающего поколения с основными принципами всех процессов производства, выработку понимания его научных основ и овладение навыками обращения с простейшими орудиями производства

В своем подходе к проблеме нравственного воспитания К. М и Ф. Э также исходили из того, что мораль является не только продуктом исторического развития, но и, как все формы общественного сознания, имеет классовый характер, обусловленный определенными общественными отношениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: