Отражения

В живой природе - низшим живым организмам присущи такие формы отражения, как раздражимость и чувствительность; более сложные живые существа обладают ощущением. Нервная система является еще более сложной формой отражения живого. Психическое отражение внешнего мира возникает на основе нервной системы у высших животных. Им присущи чувственные формы отражения - ощущение, восприятие, представление в виде идеальных образов и даже зачатки интеллектуальной деятельности (например, у высо-м коразвитых обезьян).

В человеческом обществе возникает высшая форма психического

отражения действительности. Здесь наряду с чувственным отражением мира

(подобное есть и у животных) наблюдается и рациональное отражение в виде

мышления. Формы мышления - понятия, суждения, умозаключения и др.

Диалектическое единство чувственного и рационального отражения

действительности и составляет сознание человека.

Согласно трудовой теории, разработанной Фридрихом Энгельсом на основе эволюционной теории Дарвина, сознание человека формировалось в течение длительного исторического времени в процессе совместной трудовой деятельности людей. Особую роль в формировании сознания играли речь, язык как средство коммуникации между членами трудового коллектива и как форма хранения и передачи накопленного знания.

Таким образом, становление сознания человека проходило в структуре формирующихся общественных отношений, поэтому сознание имеет социальную, общественно-историческую сущность. Социальная сущность сознания проявляется, в частности, в том, что сознание ребенка формируется только среди людей (многочисленные случаи с "маугли", лишенными человеческого языка и сознания, говорят об этом).

Вся сложность понимания сознания, его изучения связана с его идеальным характером. Если язык есть знаковая система, а знак материален, то сознание существует в виде образов, а они идеальны/ Образ идеален и имеет отражательную природу.

Согласно немецкому философу рубежа XIX - XX в., представителю феноменологии Эдмонду Гуссерлю, идеальное сознание человека обладает иптенциональностью. В соответствии с идеалистической установкой Гуссерля сущность сознания раскрывается при его очистке от всего, что связано с материальным миром ^феноменологическая редукция"), тогда остается неразложимое единство сознания, освобожденного от любых социальных и психологических характеристик. Это и есть интенционалъностъ как чистая направленность на предмет.

Идеальный характер сознания проявляется в следующем.

1. Сознание не обладает никакими физическими, материальными свойст­
вами, поэтому его в принципе нельзя воспринять с помощью органов чувств
и нельзя непосредственно зафиксировать с помощью приборов.

2. Идеальные образы сознания имеют предметный характер, т.е. они
воспроизводят не физиологические состояния мозга, а дают целостную модель
отображаемых объектов.

II


3. Идеальные образы сознания объективированны, т.е. возникают
в мозгу человека, а воспринимаются как существующие вне головы. Это
свойство сознания есть результат длительного эволюционного приспособления
животных и человека к окружающей среде обитания.

4. Идеальность сознания проявляется в субъективном характере, т.е.
сознание глубоко интимно, оно дано каждому человеку только лично, как его
внутренний мир..

5. Идеальные образы сознания, будучи отражением внешнего мира,
обладают творческой активностью, они могут опережать естественное
возникновение или искусственное создание предметов и явлений из субстрата
объективной реальности.

И [.ДИАЛЕКТИКА

Диалектики учение о всеобщих связях, движении и развитии природы, общества и мышления

Само слот> "диалектика" в переводе с греческого языка означает."искусство вести бесседу" и в этом смысле диалектика - это наука логики. Однако диалектика имеет прежде всего онтологическое измерение, т.к. диалектика характеризует наиболее общие законы бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: