Основные понятия и принципы диалектики

Диалектические идеи возникли в древней философии как на Востоке, так и на Западе.

В древнекитайской философии даосизма (VI - V вв. до Н.э.) говорится, чю все находится в движении, изменении, переходит в свою противоположность; единое материальное начало "ци" состоит из противоположных частиц - мужского начала "ян" и женского начала "иньп.

И древнегреческой философии Гераклит (VI - V вв. до н.э.) говорит, что нес течет, все изменяется, борьба - отец всего. У Сократа (V в. до н.э.) диалектика это искусство обнаружения истины путем столкновения различных и противоположных мнений. У Платона (IV в. до н.э.) объективная диалектика в теории познания - это переход от частных понятий к общим и, тем самым, восхождение к миру идеальных сущностей. Например, от единичных понятий "красивая чаша", "красивый конь", "красивая девушка" переходят к общему понятию "красота".


В средние века (до XVI в.) диалектика служит для обозначения школьной (схоластической) логики. В философском учении Гегеля дана система диалектических категорий и исследовано содержание основных законов диалектики как метода познающего мышления. Будучи объективным идеалистом, Гегель создает идеалистическую диалектику.

В дальнейшем Маркс и Энгельс (XIX в.) разрабатывают материалистическую диалектику, согласно которой диалектические законы присущи самому материальному миру (а не абсолютному духу, как это было у Гегеля) и находят свое отражение в мышлении человека.

В XX в. диалектические идеи использовались в экзистенциализме, неотомизме, неомарксизме и других учениях.

Таким образом, в истории отмечалось проявление диалектики как в сфере объективной, так и субъективной реальности.

Объективная диалектика — это диалектические закономерности, которым подчиняется объективная реальность, внешний мир вне и независимо от сознания человека. Диалектика вещей порождает диалектику идей. Субъективная диалектика есть отражение объективной диалектики в сознании и познании людей. Субъективная диалектика проявляется, в частности, в логике: во всеобщей взаимосвязи и развитии всех понятий.

Как отмечалось ранее, основными принципами диалектики являются:

1. Принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности предметов
и явлений.

2. Принцип всеобщности движения и развития.

Ключевыми понятиями этих принципов являются диалектические категории - «взаимосвязь» и «развитие». Диалектические (философские) категории - это логические формы, отражающие наиболее общие и сущест­венные свойства, стороны и отношения предметов и явлений действи­тельности. Философские (в частности, диалектические) категории есть предельно широкие понятия.

Взаимосвязь - это такое отношение между предметами и явлениями, которое характеризуется их взаимной обусловленностью. Всеобщность взаимосвязи надо понимать так: не существует изолированных предметов и явлений.

Развитие (следует отличать от движения) -- это закономерные, необратимые, направленные качественные изменения.

Различают:

1) восходящее (прогрессивное) развитие - переход от низшего, простого

к высшему, сложному;

2) нисходящее (регрессивное) развитие - переход от высшего, сложного
к низшему, простому.

Иногда говорят не о двух видах, а о двух ветвях (восходящей и нисхо­дящей) развития.

Современным научным выражением диалектики служит синергетика - учение о самоорганизации (ее основатели - бельгийский ученый И.Пригожин и немецкий ученый Г^Какен). Посредством представлений о неравновесных состояниях в открытых системах синергетика с помощью понятий флуктуации, нелинейности, точки бифуркации, аттрактора и др. объясняет, каким образом из хаоса возникает порядок, как происходит самоорганизация систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: