Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию — развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи.
Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. «...Логично предположить,— писал В. И. Ленин,— что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения» '. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.
Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем реального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае — в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое взаимодействие включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, взаимопричинение в том смысле, что одно оставляет о себе память в другом. В самом широком философском смысле информация есть бытие, отраженное в ином, то есть инобытие, как сказал бы Гегель. Информация, таким образом, есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что, разумеется, вовсе не исключает, а, напротив, предполагает ее специфику в различных сферах
реального мира — в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.
Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредствованном взаимодействии всего со всем — все несет информацию обо всем. Напомним в этой связи о глубоком прозрении древних: все во всем! Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи, формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире «помнит» обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи. Образно говоря, каждая точка универсального поля есть живое зеркало Вселенной. Одним из важнейших аспектов взаимодей 0 психике животных р^ддя живых организмов со средой является извлечение ими витальной (жизненной) информации о ней.
Способность к получению и целенаправленному использованию такой информации имеет столь важное значение для поведенческих актов живых организмов, что она может быть отнесена к числу фундаментальных свойств всего живого. У живого организма возникает особая приспособительная деятельность, которая представляет собой качественно более высокий уровень взаимодействия организма как целого со средой, а именно поведение, регулируемое психикой. Такая способность дает этому организму возможность улавливать и соотносить биологически значимые ориентиры, предвосхищать и опосредствовать свое