Цена товара - это денежное выражение существующей на рынке товарной конъюнктуры, которая складывается под воздействием различных факторов, имеющих объективную сущность и не подвластных производителю.
Однако производитель в своей ценовой политике может по-разному следовать диктуемым рынком условиям в зависимости от стоящих перед ним маркетинговых целей.
Ценообразование — единственный элемент системы маркетинга, не сопряженный со значительными расходами (как, например, при организации рекламы). Вместе с тем ценовая политика многих предпринимателей оказывается зачастую недостаточно проработанной и содержит много ошибок. Наиболее часто встречающиеся ошибки: ценообразование излишне ориентировано на издержки; цены недостаточно часто приспосабливаются к изменению рыночных условий; цена рассматривается в отрыве от других элементов системы маркетинга (так называемого маркетингового комплекса); цены недостаточно структурируются по отдельным вариантам продукта и сегментам рынка.
|
|
При построении ценовой стратегии не следует преувеличивать возможности производителя в вопросах ценообразования, ведь факторы, которые необходимо учитывать при выборе цены, как правило, являются достаточно жесткими. В силу этого ценовая стратегия в последнее время играет все меньшую роль, уступая неценовым методам
Возможности производителя в области цен зависят от совокупности факторов, которые и определяют пространство решений, где производитель может выбирать свое ценовое поведение.
Эти ценообразующие факторы оказывают далеко не одинаковое воздействие на процесс формирования цены товара. Среди всех ценообразующих факторов к наиболее значимым относятся издержки изготовления и спрос на данный товар, которые определяют нижний и верхний уровни цены. Именно эти два фактора определяют тот коридор, в пределах которого производителем могут выбираться ценовые решения с учетом всех прочих факторов.
Производитель стремится назначить такую цену, чтобы покрыть все свои расходы. Эти расходы учитываются по-разному, но, как правило, сюда относят издержки производства и внепроизводственные издержки.
Издержки производства, или, по иному, затраты на производство, - это выраженные в денежной форме расходы на производство продукции. Учет затрат организуется по однородным их видам - элементам затрат на производство. Для целей планирования, учета и отчетности используются элементы затрат:
· Сырье и материалы
· Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия
· Топливо и энергия на технологические цели
· Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих
|
|
· Отчисление на социальное страхование
· Расходы на подготовку и освоение производства
· Амортизация оборудования
· Прочие производственные расходы (Накладные расходы)
Издержки внепроизводственные - это выраженные в денежной форме расходы на ведение хозяйственной деятельности, которые не могут быть непосредственно соотнесены с производством конкретного товара и поэтому определенным образом распределяются между издержками всех производимых товаров. Различают:
· Издержки обращения (расходы на товародвижение и хранение);
· Издержки на продажу или торговые издержки (расходы на рекламу, выставку товара, послепродажное обслуживание, зарплата и комиссионные для торгового персонала)
· Административные издержки (налоги и сборы, уборка, страховка, оплата телефона, аудит и бухгалтерские услуги, заработная плата служащих).
· Финансовые издержки - издержки, понесенные в процессе привлечения или использования фондов (проценты за кредит).
Ценообразующие факторы: потребители
Потребительский фактор выражается в виде интегрированного показателя “спрос”, характеризующего зависимость цены и потребительской готовности сегмента в отношении данного товара.
Спрос - это количество товара, которое потребители готовы приобрести по данной цене на данном рынке в течении данного периода при прочих равных условиях.
Спрос и цена находятся во взаимозависимости, которая может быть описана кривой спроса.