Государственная поддержка СМИ в других странах

Существование в других странах государственной поддержки СМИ связано всё с тем же принципом, о котором говорилось в первой главе: массово-информационный бизнес – это не просто бизнес, но деятельность, которая способствует информированию и культурному обогащению общества. Подобная система поддержки СМИ существует в большинстве европейских стран, хотя у неё могут быть различные модели.

Например, в Швеции субсидируют вторую по тиражу на рынке газету. Это связано с тем, что первая по тиражу газета (и это естественно) собирает основную часть рекламы, а для того чтобы «вторая» газета не умирала и содействовала плюрализму мнений, она может получать субсидии (см. врезку).

На Украине льготы, схожие с российскими, получают редакции всех СМИ, кроме рекламных, эротических, финансируемых иностранцами или имеющих большую долю материалов (статей, музыки, телепередач и т.п.), созданных за рубежом. Последние ограничения направлены против традиционного влияния здесь московских СМИ. Существуют льготы по налогу на добавленную стоимость, по оплате электроэнергии и почтовых услуг и т.д.

Отдельно среди различных моделей стоит система соглашений о совместной деятельности изданий, принятая в США по Закону о сохранении газет 1970 г. Причиной его принятия стала типичная для США второй половины XX века ситуация, когда в городе остались всего две ежедневные газеты, причём общий спрос на прессу упал, и одна из них, не выдерживая конкуренции, постоянно терпела убытки. Покупателей на это умирающее СМИ не было, и единственный, кто мог бы купить его,– это газета-конкурент, и то только для того, чтобы прекратить выпуск данного издания. Но антимонопольное законодательство препятствовало этому. К тому же разорение газеты вело к нежелательной монополизации на рынке идей в конкретном городе.

В 1970 году было узаконено частичное или полное слияние производственных и финансовых подразделений двух газетных изданий при условии сохранения независимости их друг от друга и даже некоторой конкуренции редакций. Такого рода объединение назвали «соглашением о совместной деятельности». Например, в Нашвилле произошло слияние принадлежащей национальной газетной империи Ганнета утренней газеты «Теннесиэн» и издаваемой мелкой компанией вечерней газеты «Нашвилл баннер». Два издания разместились в одном здании, их обслуживала одна типография, у них были общими рекламный отдел, отдел подписки и распространения, бухгалтерия, автопарк, лаборатории, столовая, другие службы. В том же здании располагался корпункт обслуживающего оба издания агентства Ассошиэйтед пресс. Но пропуска журналистов «Теннесиэн» не позволяли их владельцам входить на этаж, на котором находилась редакция «Нашвилл баннер», и наоборот. В середине 1990-х годов в США действовало двадцать одно соглашение о совместной деятельности газет, однако практика показывает, что закон не столько способствует сохранению газет, сколько отодвигает конец некоторых из них. Так, например, случилось и с «Нашвилл баннер», которая закрылась в 1998 году.

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: