Лекция №12 сценарии оценки реализуемости крупномасштабных проектов и программ на среднесрочном горизонте планирования

Оценка реализуемости сложных проектов и программ. Оценка реализуемости крупномасштабных проектов и программ на среднесрочном и годовом уровнях планирования.

Сценарии оценки реализуемости КПП на среднесрочном горизонте планирования. Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на реализуемость КПП на годовом уровне планирования. Показатели реализуемости КПП.

Сценарии оценки реализуемости крупномасштабных проектов и программ на среднесрочном горизонте планирования

Так же как и на долгосрочном горизонте планирования, основным показателем реализуемости среднесрочного планирования (СП) является его возможность реализации. Структура показателя оценки реализуемости СП КПП аналогична структуре до уровня ТС, однако, внутреннее содержание несколько другое. Это связано с тем, что на среднесрочном горизонте планирования крупные этапы ЖЦ декомпозируются на отдельные составляющие. Значение на i -м этапе ЖЦ формируется в результате свертки частных показателей:

,

где – возможность реализации СП ТС с позиций потенциальных возможностей системы кооперации с учетом опыта;

– возможность реализации СП ТС с позиций достаточности финансирования;

– возможность реализации СП ТС с позиций получения требуемого качества проекта с учетом всех членов кооперации;

– возможность реализации СП ТС с позиций выполнения директивных сроков окончания работ на i -м этапе;

– возможность реализации СП ТС с учетом профиля финансирования i -го этапа;

– возможность реализации СП ТС с учетом рациональной организации управления проектом на i -м этапе;

– функция объединения (свертка).

Интегральный показатель реализуемости всего СП ТС формируется в результате объединения следующих показателей:

– реализуемость СП ТС на на i -м этапе ЖЦ ();

– возможность реализации СП ТС с позиции обеспечения сроков выполнения всего плана;

– возможность реализации СП ТС с позиций заданного заказчиком профиля его финансирования.

Таким образом, формируется как

.

На рис. 11.7 представлена укрупненная схема сценария проведения оценки реализуемости СП КПП. Оценка реализуемости начинается с анализа возможностей реализации СП по каждой технической системе на каждом этапе.

Производится оценка среднесрочного плана с учетом возможностей реализации всех этапов ЖЦ, сроков выполнения СП и его профиля финансирования. Информация о возможности реализации СП отдельной ТС позволяет получить оценки возможности реализации СП подпрограмм, программ и всей КПП в целом с учетом их приоритета.

В результате анализа среднесрочного плана вырабатывается набор обобщающих признаков, характеризующих различные аспекты анализа системы кооперации, а именно:

- опыт системы кооперации ();

- достаточность финансовых ресурсов ();

- возможное качество ();

- директивные сроки выполнения работ ();

- динамика финансирования, отраженная в профилях исполнителей (требуемый) и Заказчика (фактический) ();

- механизм управления и взаимодействия между Заказчиком и исполнителями ().

Получение комплексной оценки реализуемости СП отдельных технических систем, подпрограмм, программ и КПП в целом осуществляется по методике, аналогичной получению комплексной оценки реализуемости ДП.

Рис. 11.7 – Сценарий оценки реализуемости среднесрочного плана КПП

Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на реализуемость КПП на годовом уровне планирования

КПП на годовом горизонте планирования представляет собой комплексный документ, который включает в себя множество годовых планов разработки (производства) изделий ТС, которые структурированы с учетом КПП, и представленные степенью детализации.

Следует отметить, что на годовом интервале планирования предлагаемые результаты работ имеют конкретные значения. Кроме этого годовой план по каждому изделию техники можно достаточно четко представить в виде сетевого графика, в котором каждая работа однозначно привязана к соответствующему этапу жизненного цикла (в соответствии с ГОСТ), имеет конкретного исполнителя, сроки выполнения и объем финансирования, а также логически увязана с другими работами этапа и годовым объемом финансирования всего проекта. Исполнители работ четко и однозначно определены в рамках сложившейся кооперации, а также определены правила взаимодействия между заказчиком, головным исполнителем, соисполнителями и контролирующими организациями в процессе выполнения работ. С точки зрения оценки реализации проекта на годовом горизонте важным моментом является возможность контролировать конкретные результаты выполнения отдельных работ, т.к. форма представление после каждой работы на всех этапах жизненного цикла оговорено ГОСТ. Кроме этого форма представления результатов наиболее ответственных работ дополнительно оговаривается в календарных планах при заключении договоров.

Необходимо отметить существенные отличия КПП на годовом горизонте планирования по сравнению со среднесрочными (СП) и долгосрочными (ДП) планами, которые определяют необходимость разработки оригинальных подходов, методов и методик для оценки его реализуемости.

Рассматривая более длительные уровни планирования при среднесрочном и долгосрочном анализе реализуемости проекта, связанного с созданием изделия техники, объектом оценки возможности реализации проекта в основном является крупный этап жизненного цикла. Такой подход к оценке КПП на годовом уровне неприемлем, так как для отдельных изделий, а тем более для комплексов ТС крупный этап жизненного цикла в общем случае по длительности зачастую существенно превышает календарный год. Поэтому при анализе реализуемости КПП целесообразно рассматривать комплекс тех работ рассматриваемого этапа жизненного цикла, которые топали в календарный год. Элементарным объектом анализа при оценке реализуемости КПП является отдельная работа.

Следующей существенной особенностью КПП является необязательное совпадение сроков начала и окончания этапов и работ с календарными сроками, связанными с бюджетным финансированием. Следовательно, необходимо формировать такую модель годового плана, которая учитывает все вышеперечисленные особенности.

Особо следует обратить внимание на тот факт, что для получения обобщенных оценок реализуемости годового плана, как по каждому изделию техники, так и по подпрограммам и программам верхних уровней КПП сложно учесть специфику отдельных работ (особенно это касается их результатов), которые имеют свои особенности, начиная с этапа отдельного жизненного цикла и заканчивая спецификой изделий техники. Следовательно, для получения оценок реализуемости необходимо сравнивать и обобщать общие понятия или показатели, характеризующие отдельную работу, независимо от ее особенностей. Анализ показал, что при оценке КПП на годовом горизонте планирования следует рассматривать не качество конкретного результата, а объем работ, выполненных в течение года с требуемым уровнем качества, и с учетом выделенного объема финансирования.

При анализе реализуемости ДП и СП рассматриваются крупные этапы жизненного цикла. Следовательно, нет необходимости подробно анализировать результаты каждой из выполненных работ на предыдущем этапе создания изделия техники и их влияния на текущий этап. На годовом уровне КПП необходимо проанализировать результаты работ, выполненных в «прошлом» году, установить степень влияния этих результатов на успех выполнения последующих работ в текущем календарном году.

В общем случае структура сетевого графика КПП имеет множество входов и выходов (т.е. работ заканчивающихся и начинающихся в рассматриваемом календарном году). В этих условиях процесс формирования единой оценки возможности реализации КПП усложняется.

Формирования оценки реализуемости заданного объема работ с требуемым качеством непосредственно связано с интеллектуальными, технологическими, производственными возможностями конкретного предприятия. Это делает необходимым на годовом уровне КПП оценивать не только опыт и результаты работ, ранее проводимых предприятием, но и текущее его состояние.

Комплексную оценку реализуемости КПП необходимо проводить по двум направлениям. С одной стороны, с позиции выполнения отдельных программ по типам ТС и видам техники, с другой – с позиции направлений развития техники (фундаментальные исследования, НИОКР, производство серийных образцов и т.д.). Это связано с тем, что с одной стороны оценку реализуемости проводят эксперты либо руководители промышленных предприятий, с другой стороны - менеджеры проектов. В общем случае критерии оценки реализуемости КПП менеджеров и руководителей предприятий могут отличаться.

Таким образом, на основании специфики годового плана КПП можно сформировать перечень требуемой исходной информации необходимой для проведения анализа реализуемости.

К первому классу информации следует отнести данные, необходимые для оценки реализуемости КПП по отдельному изделию техники:

- сетевой график проведения работ по созданию образца с выделением подграфа работ, реализация которых планируется в календарном году;

- закрепление работ за конкретными исполнителями;

- структура коопераций и правила взаимодействия между ними в процессе реализации КПП по каждому изделию техники;

- влияние результатов выполнения предыдущих работ на последующие;

- распределение финансирования по работам сетевого графика КПП;

- плановые сроки выполнения работ.

Ко второму классу можно отнести информацию по каждой конкретной работе, входящей в сетевой график КПП по каждому изделию техники:

- наименование и содержание работы;

- исполнитель;

- объем финансирования работы;

- сроки выполнения работы;

- планируемый результат и форма его отчетности;

- необходимые исходные данные для ее выполнения (результаты предшествующих работ);

- желательно иметь состав обеспечивающих интеллектуальных, производственных и кадровых ресурсов для выполнения работы.

Отдельно можно выделить информацию о работах по данному проекту, выполнение которых было закончено к началу планируемого года:

- наименование и содержание работы;

- исполнитель;

- фиктивные затраты;

- планируемые финансовые затраты;

- результат и уровень его достижения;

- оценка влияния результата ее выполнения на результаты выполнения последующих работ (по возможности).

К третьему классу следует отнести информацию об элементах структуры КПП всех уровней, которая необходима для комплексной оценки реализуемости КПП в целом:

- структура КПП декомпозированная по видам ТС, типам техники т.д.;

- структура КПП исходя из вхождения проектов в различные направления развития ТС;

- важность всех элементов КПП;

- значимость направления развития ТС исходя из вклада в достижение целей годового плана КПП.

К четвертому классу относится информация о предприятиях-исполнителях, участвующих в выполнении КПП.

Полнота и достоверность всех видов информации обеспечивает качество и надежность оценки реализуемости КПП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: