Целенаправленная деятельность

Всякая деятельность (движение, изменение, развитие и т. п.) является целенаправленной— направлена на достижение определенной цели.

Примеры. Студент учится, чтобы получить профессию. Рабочий обтачивает заготовку, чтобы получить деталь. Спортсмен тренируется, чтобы завоевать медали и чемпионские звания. Целевой характер имеют отдых, развлечения, прогулки, игры, физзарядка, чтение, коллекционирование и т. п.

Цель - это субъективный образ желаемого состояния объекта.

Причинной и движущей силой любой деятельности является наличие противоречия — своеобразной «разности потенциалов» между имеющимся и желаемым (целевым) состояниями объекта. Если пути устранения противоречия не являются очевидными, то противоречие становится проблемой.

Цели и проблемы

Цели тесно связаны с проблемами: с одной стороны, поставленная цель порождает проблему ее достижения, а с другой для решения проблемы ставится цель как путь ее решения. При этом проблемы могут иметь объективный или субъективный характер, а цели могут носить характер желания или направления деятельности.

Примем за аксиому, что высшая цель сохранение функционирования и развития объекта. Это порождает потребность в обменных явлениях: в материальных, энергетических и информационных потоках подводимых ресурсов и отводимых потоках продуктов функционирования.

Потребность — это объективная необходимость во взаимодействии с окружающей средой для сохранения функционирования и развития объекта.

Следует различать удовлетворенную и неудовлетворенную потребности. Неудовлетворенная потребность порождает проблемную ситуацию — проблему, которую назовем объективной проблемой.

Объективная проблема — это разность между необходимым и существующим.

Пример. Для управления необходима информация, для жизни человека - воздух и т. п. Если всего этого хватает, то нет никаких проблем; они начинаются, если потребность не удовлетворена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: