Тут псалтирь рифмотворная 160 страница

173 Булла - папское послание.

174 Тридесятилетняя (Тридцатилетняя) война - война в Германии между протестантами и католиками (1618 - 1648).

175 Виллиам Какстон, лондонский купец, завел в Англии книгопечатницу при Эдуарде IV в 1474 году. Первая книга, печатанная на английском языке, была "Рассуждение о шашечной игре", переведенное с французского языка. Вторая - "Собрание речений и слов философов", переведенное лордом Риверсом. (Прим. автора.)

176 Звездная палата (название получила от потолка, украшенного звездами) - высшее судебно-административное учреждение Англии XV - XVII вв. Тайная канцелярия (1718 - 1762) занималась политическим сыском.

177 Граф Страфорд (Страффорд) был в 1641 г. приговорен к смерти Долгим парламентом (1640 - 1653), который временно отменил, но в 1643 г. вновь ввел цензуру. Карл I (1600 - 1649) был казнен в 1649 г. по приговору трибунала, созданного парламентом.

178 Карл II, затем Яков I (король Англии - Яков II) были на английском престоле с 1660 по 1688 г. Премена - вступление на престол Вильгельма III (1688 - 1702).

179 В Дании вольное книгопечатание было мгновенно. Стихи Вольтеровы на сей случай к датскому королю во свидетельство осталися, что похвалою даже мудрому законоположению спешить не надлежитA6. (Прим. автора.)

180 Пенсильвания, Делавар, Мариланд (Мериленд), Виргиния - штаты США.

181 Перемена 1789 года - начало французской буржуазной революции 1789 г.

182 Арг (Аргус) и Бриарей - гиганты греческой мифологии; Аргус - неусыпный страж, Бриарей - защитник верховного бога Зевса.

183 Речь идет о гонениях на французскую революционную печать. Тайное издание вождем демократии Маратом (1743 - 1793) памфлета на министра финансов (1790) повлекло осаду дома Марата национальной гвардией, которой руководил автор проекта "Декларации прав человека и гражданина" Лафайет (1757 - 1834). Радищев, следивший за ходом событий во Франции, проницательно увидел в действиях Учредительного собрания угрозу революции.

184 Векерлин Вильгельм Людвиг (1739 - 1792) - один из немецких просветителей, издатель журнала "Седое чудовище".

185 Иосиф II (1741 - 1790) - австрийский император, наследник Марии Терезии (1717 - 1780), ввел свободу печати, но затем вновь ограничил ее.

186 В новейших известиях читаем, что наследник Иосифа II намерен возобновить ценсурную комиссию, предместником его уничтоженную. (Прим. автора.)

187 А. М. Кутузов, к которому обращается Радищев, находился с 1789 г. в Берлине. Далее следуют записки, принадлежавшие автору "Проектов в будущем" ("Хотилов", "Выдропуск").

188 Единственные русские газеты "Санкт-Петербургские ведомости" и "Московские ведомости" выходили дважды в неделю.

189 Имеются в виду поход фельдмаршала Миниха (1683 - 1767) в Крым (1736) и победа русских при Кунерсдорфе (1759), открывшая путь к Франкфурту-на-Одере в Семилетнюю войну (1756 - 1763).

190 Воспитанницы - здесь: воспитательницы.

191 Наперсник - любимец.

192 Ужасоносный молот - молоток аукционера.

193 Квакеры - религиозная секта в Англии и США. Их лозунги: любовь к ближним и самоусовершенствование. Выступали за свободу негров.

194 Великие отчинники - владельцы громадных имений (отчин, вотчин).

195 Польское одеяние стихов - силлабическое стихосложение (основано на равенстве слогов в строках) - влияние западной, в частности польской, поэзии. Ломоносов и Тредиаковский писали тоническим стихом, соблюдающим равенство ударений в строке. Радищев выступает против канонизации ямба, за разнообразие размеров русского стиха.

196 Имеются в виду произведения Ломоносова "Ода, выбранная из Иова" (вольное переложение отрывков из Библии) и "Преложения псалмов" (переложение религиозных морально-поучительных песнопений, составляющих Псалтырь).

197 "Семира" (1768) и "Дмитрий Самозванец" (1771) - трагедии А. П. Сумарокова (1718 - 1777).

198 Осмилетний труд поэта М. М. Хераскова (1733 - 1807) - поэма "Россияда" (1771 - 1779), для которой образцами служили "Энеида" Вергилия, а также "Илиада" и "Одиссея" Омира (Гомера).

199 Ексаметры - гекзаметры.

200 Костров Е. И. (ок. 1750 - 1796) - переводчик "Илиады".

201 "Тилемахида" написана русским гекзаметром (шестистопным стихом без рифмы с пятью дактилями и одним хореем).

202 Краесловие - рифма.

203 Мильтон Джон (1608 - 1674) - английский поэт, Расин Жан-Батист (1639 - 1699) - французский драматург, Тассо Торквато (1544 - 1595) - итальянский поэт.

204 Брут Марк Юний (I в. до н. э.) - глава заговора против Цезаря, участвовал в его убийстве. В XVIII в. этот представитель реакционной знати казался идеальным республиканцем.

205 Телль Вильгельм - легендарный стрелок, борец за освобождение Швейцарии от австрийского ига.

206 Соборный - общий.

207 Крины - лилии.

208 Остров Парос славился своим мрамором.

209 Оливная (оливковая) ветвь - символ мира.

210 Гнушаясь жертвенныя тли... - гнушаясь даров, взяток.

211 Ползкий яд - яд пресмыкательства.

212 Союзно - совместно.

213 Порфира - длинная пурпурная мантия, символ власти монарха.

214 Медны громады - орудия.

215 В отличность знак... - орден.

216 Изощренный - здесь: изостренный, отточенный.

217 Кромвель Оливер (1599 - 1658) - диктатор эпохи английской буржуазной революции, во время которой по приговору парламента был обезглавлен король Карл I (1600 - 1649).

218 Самсон - библейский богатырь, обрушивший на своих врагов своды храма.

219 Марий Гай (157 - 86 до н. э.) - римский полководец, стремившийся стать диктатором, боровшийся с Суллой за власть. Сулла Луций Корнелий (138 - 78 до н. э.) - римский диктатор.

220 Пегас - символ поэтического вдохновения, в греческой мифологии - крылатый конь. От его удара копытом из скалы Геликон забил источник Ипокрена.

221 Русская армия до военной реформы 1870 г. пополнялась путем рекрутских наборов из крестьян, обязанных поставлять одного рекрута от определенного числа мужчин (в 1789 г. - одного от сотни). Государственные и экономические (перешедшие от монастырей к экономической коллегии крепостные) крестьяне вместо себя выставляли специально купленных у помещиков крепостных. Помещичья спекуляция крепостными во время рекрутских наборов неоднократно запрещалась (1766, 1769, 1770), но не была приостановлена. Новый запрет последовал, когда Радищев начинал печатать "Путешествие" (1789).

222 По мне - здесь: после меня.

223 Во время рекрутского набора запрещается в продаже крестьян совершать купчие. (Прим. автора.)

224 Линьки - веревочные плети для наказания матросов.

225 Ванты - канаты, крепящие мачты и паруса.

226 См. рукописную "Придворную грамматику" Фон-ВизинаA7. (Прим. автора.)

227 Габриелли Катарина (1730 - 1796), Маркези Луиджи (1755 - 1829), Тоди Мария Франциска Лючия (1748 - 1793) - итальянские певцы.

228 Вертер - герой романа Гете "Страдания молодого Вертера" (1774).

229 Парнасский судья - то есть встреченный путешественником стихотворец, автор оды "Вольность".

230 Озерки. (Прим. автора.)

231 Июнь. (Прим. автора.)

232 Присно - всегда.

233 Обитель иноческих мусс - Славяно-греко-латинская академия в Москве.

234 Вольф Христиан (1679 - 1754) - марбургский профессор, знаток естествознания и философии.

235 Симеон Полоцкий (1629 - 1680) - русский поэт, драматург, церковный деятель.

236 "Ода на взятие Хотина" (1739) была написана Ломоносовым во Фрейберге (Саксония).

237 Ломоносов составил первую научную "Российскую грамматику" (1757).

238 Склады - слоги.

239 Риторика - "Краткое руководство к красноречию" (1748).

240 Пит (Питт) Старший Уильям (1708 - 1778), Бурк (Берк) Эдмунд (1730 - 1797), Фокс Чарлз Джемс (1749 - 1806) - известные английские политические деятели и ораторы; Мирабо Оноре-Габриель-Рикетти (1749 - 1791) - французский политический деятель, оратор.

241 Пиндар (522 - 447 до н. э.) - греческий поэт, автор од в честь победителей на Олимпийских играх. Радищев называет его последователем "псальмопевца", то есть библейского царя Давида.

242 Радищев хочет сказать, что в екатерининской России не может быть ораторов, не может развиться искусство красноречия, так как нет свободы слова.

243 Здесь Радищев обращается к московскому митрополиту Платону (Левшину), сравнивает его с греческим философом Платоном и упоминает речь митрополита над гробницей Петра I, произнесенную в 1770 г., по случаю победы русского флота над турками под Чесмой.

244 Робертсон Уильям (1721 - 1793) - английский историк; Маркграф Андрей Сигизмунд (1709 - 1782) - немецкий химик; Ридигер (Рюдигер) Андрей (1673 - 1731) - немецкий философ-идеалист; возможно, Радищев имел в виду естествоиспытателя Ргодигера Христиана Фридриха (1760 - 1808). Зане - поскольку.

245 Радищев ошибочно недооценивал заслуги Ломоносова в области химии.

246 Надпись на портрете В. Франклина (1706 - 1790).

247 Радищев говорит о гибели друга Ломоносова, физика Георга Вильгельма Рихмана (1711 - 1753), погибшего при проведении опытов с электричеством во время грозы.

248 Бакон (Бэкон) Веруламский (1561 - 1626) - английский философ-материалист, положивший начало экспериментальному методу в науке.

249 Трудно сказать, хотел ли Радищев в действительности продолжить книгу: заключительные строки главы "Клин" упоминают о состоявшемся возвращении путешественника.

A1 Субаб - правитель провинции в Индии.

A2 "История обеих Индий" Гийома Реналя (1713 - 1796),

A3 Джон Дикинсон (1732 - 1808) боролся против зависимости английских колоний в Америке от метрополии.

A4 Ристалище - поле для состязаний. Нисшел в ристалище - то есть снизошел до борьбы.

A5 Арий Монтана (XVI в.) - испанский богослов и востоковед.

A6 Свобода печати, объявленная в 1770 г. от имени датского короля Христиана VII (1749 - 1808), уже через год была ограничена. Указ о свободе печати приветствовал Вольтер (1771).

A7 В "Придворной грамматике" Д. И. Фонвизин писал: "Чрез гласных разумею тех сильных вельмож, кои по большей части самым простым звуком, чрез одно отверстие рта, производят уже в безгласных то действие, какое им угодно. Например, если большой барин при докладе ему... нахмурясь скажет: о! - того дела вечно сделать не посмеют, разве как-нибудь перетолкуют ему об оном другим образом, и он, получа о деле другие мысли, скажет тоном, изъявляющим свою ошибку: а! - тогда дело обыкновенно в тот же час и решено".

Эта сатира на двор Екатерины была опубликована лишь в 1829 г.

О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ

И БЕССМЕРТИИ

Le temps prйsent est gros de l'avenir.

Leibnitz.

КНИГА ПЕРВАЯ

НАЧАТА 1792 ГОДА ГЕНВАРЯ 15. ИЛИМСК.

Друзьям моим

Нечаянное мое преселение в страну отдаленную, разлучив меня с вами, возлюбленные мои, отъемля почти надежду видеться когда-либо с вами, побудило меня обратить мысль мою на будущее состояние моего существа, на то состояние человека, когда разрушится его состав, прервется жизнь и чувствование, словом, на то состояние, в котором человек находиться будет или может находиться по смерти. Не удивляйтесь, мои возлюбленные, что я мысль мою несу в страну неведомую и устремляюся в область гаданий, предположений, систем; вы, вы тому единственною виною. В необходимости лишиться, может быть, навсегда надежды видеться с вами, я уловить хочу, пускай не ясность и не очевидность, но хотя правдоподобие или же токмо единую возможность, что некогда, и где - не ведаю, облобызаю паки друзей моих и скажу им (каким языком - теперь не понимаю): люблю вас попрежнему! А если бы волшебная некая сила пренесла меня в сие мгновение в обитаемую вами храмину, я бы прижал вас к моему сердцу; тогда все будущее и самая вечность исчезли бы, как сон.

Обратим взор наш на человека; рассмотрим самих себя; проникнем оком любопытным во внутренность нашу и потщимся из того, что мы есть, определить или, по крайней мере, угадать, что мы будем или быть можем; а если найдем, что бытие наше, или, лучше сказать, наша единственность, сие столь чувствуемое я продлится за предел дней наших на мгновение хотя едино, то воскликнем в радовании сердечном: мы будем паки совокупны; мы можем быть блаженны; мы будем! - Будем?.. Помедлим заключением, любезные мои! сердце в восторге нередко ввергало разум в заблуждение.

Прежде нежели (как будто новый некий провидец) я прореку человеку, что он будет или быть может по разрушении тела его, я скажу, что человек был до его рождения. Изведши его на свет, я провлеку его полегоньку чрез терние житейское и, дыхание потом исторгнув, ввергну в вечность. Где был ты, доколе члены твои не образовалися; прежде нежели ты узрел светило дневное? что был ты, существо, всесилию и всеведению сопричастное в бодрственные твои лета? Измерял ли ты обширность небесных кругов до твоего воплощения? или пылинка, математической почти точке подобная, носился в неизмеримости и вечности, теряяся в бездне вещества? - Вопросы дерзновенные, возлюбленные мои! но вопросы, подлежащие моему слову.

Удалим от нас все предрассудки, все предубеждения и, водимые светильником опытности, постараемся, во стезе, к истине ведущей, собрать несколько фактов, кои нам могут руководствовать в познании естественности. Не во внутренность ее проникнуть настоит нам возможность, но разве уловить малую нить для руководствования в постижении постепенного ее шествия, оставляя существам, человека превышающим, созерцать ее внутренность и понимать всю связь ее деяний. Но сколь шествие в испытании природы ни препинаемо препятствиям разнородными, розыскатель причину вещи, деяния или действия не в воображении отыскивать долженствует или, как древний гадатель, обманывая сам себя и других, не на вымысле каком-либо основать ее имеет; но, розыскивая, как вещь, деяние или действие суть, он обнаружит тесные и неявственные сопряжения их с другими вещами, деяниями или действиями; сблизит факты единородные и сходственные, раздробит их, рассмотрит их сходственности, и, раздробляя паки проистекающие из того следствия, он, поступая от одного следствия к другому, достигнет и вознесется до общего начала, которое, как средоточие истины, озарит все стези, к оной ведущие.

Поищем таковых в природе фактов, до предрождественного существования человека касающихся, и обратим внимание наше на них.

Человек зачинается во чреве жены. Сие есть естественное происшествие. Он зачинается во чреве жены; в нем растет; и дозрев, по девятимесячном в утробе матерней пребывании исходит на свет, снабженный всеми органами чувств, глагола и разума, которые усовершенствования достигать могут постепенно; сие всем известно. Но деяние пророждения, то есть образ, как зародыш делается, растет, совершенствует, есть и пребывает доселе таинством, от проницательнейших очей сокровенным. Любопытство наше в познании сего таинства удовлетворяем по возможности и не токмо могли видеть, как постепенно животное растет по зачатии своем, но счастливые случаи, любопытством неутомимым соглядаемые, послужили наукам в пользу, и в России имеем прекрасное собрание растущих зародышей от первого почти дня зачатия даже до рождения. Каким же образом происходит зачатие и питание или приращение, остается еще вопросом, который в одних токмо догадках доселе имел решение. Но при сем, во мраке погруженном, деянии естественном можем провидеть нечто поучительное и луч слабый на испытание изливающее. Мы видим, что семя, от которого зародыш зачинается, в некоторых животных существует в матери до плододеяния; но для развержения, для ращения бессильно. Сие в животных пернатых видим ясно. Яицо есть сие семя и до плододеяния содержит в себе те же, существенность его составляющие, части - белок и желток. Но если мы обратим взоры наши на существа, единою степенью на лествице творений от животных отстоящие; если мы рассмотрим земную собратию нашу, растения, отличающуюся от животных лишением местоменяющейся способности, и следствием, может быть, оной способности чувствования, - то мы увидим ясно, что для произведения высочайшего кедра, сосны или дуба равно нужно зерно или семя, как для произведения малейшия травы, на дерне стелющейся, или по голом камени растущего мха.

Итак, о растениях и о птицах можно не токмо сказать с вероятностию, но почти с убедительною ясностью, что семя существует не токмо до зачатия, но и до плододеяния. Сие, однако же, для тех и для других необходимо, и самка без самца1 семя дает бесплодное. Заключения выводя по правилу сходственности, сказать можно то же о всех животных и о самом человеке. Итак, заключим, что человек преджил до зачатия своего, или, сказать правильнее, семя, содержащее будущего человека, существовало, но жизни, то есть способности расти и образоваться, лишенно. Следует, что нужна причина, которая воззовет его к жизни и к бытию действительному; ибо бытие без жизни хотя не есть смерть, но полуничтожество и менее почти смерти.

Восходя таким образом от факта известного до вероятного, можно почти безошибочно сказать, что человек существует в жене до зачатия своего, но в полуничтожном своем виде; и нужна необходимо плододеятельная влажность мужеская, чтобы воззвать семя от бездеятельности к деянию, от полуничтожества к жизни.

Семя мужеское есть средство, коим семя жены становится зародыш, как то из предыдущего следует: оно дает жизнь. И если нужно, чтобы бездейственная вещественность для получения движения имела начальное ударение, то для дания жизни нужно также ударение плододеятельного сока. Если мы рассмотрим сопутствующие деянию зарождения обстоятельства в животных (даже в растениях сие приметно, хотя не столь явственно), а паче в человеке, то ударение, которое мужеский плододеятельный сок впечатлевает семени, не может почесться простым или единственно механическим. Сверх того, что сок сей имеет свойство весьма подстрекающее и способное возбуждать раздраженность семени женского, что он его проницает, кормит и образует, но воззри, до коликой степени возвышенна раздраженность и чувственность во время плотского соития; воззри, колико живоносным веселием оно сопутствуемо; измерь, если можешь, на весах естественности и сие веселие, и притяжание плотское, и любовь. Или сия так же естественна и в естественности имеет свое начало; но как пища, поглощенная желудком, превратяся в питательное млеко или хил, умножа груду крови в животном, протекает неисчисленными и неудобозримыми ходами и, очищаяся в нечисленных железах, достигает самого мозга, возобновляет его состав и, протекши и прешед тончайшие его каналы, производит нервенную жидкость, едва понимаемую, но никогда незренную. Но сего мало. Кусок хлеба, тобою поглощенный, превратится в орган твоея мысли. Тако любовь, прияв начало в телесности, в действии своем столь же далеко отстоит от начала своего, как кусок снедаемый от действия мозга в мысленной силе. О ты, вкушавший в объятиях возлюбленныя супруги кратчайшее, но величайшее веселие на земли, на тебя ссылаюся; вещай, не казалося ли тебе, что се конец бывает твоея жизни! Я не сладострастную здесь картину начертать намерен, но действие. Раздраженность всех частей тела, ею одаренных, чувствительность тех, коим она свойственна2, возвышаются в сию минуту до такой степени, что кажется, тут предел бывает жизни. И действительно были примеры, что люди в соитии жизни лишались3. Иначе быть тому нельзя; се настоит прехождение от ничтожества к бытию, се жизнь сообщается. Не удивительно, что после соития слабость приметна в животном: он уделил жизни своея, коея нужное количество для своего состава он паки приобретет пищею, извлекая жизнь из того, чем питается: ибо все, его питающее, есть живо.

Но в сем безжизненном состоянии человека, когда он не есть еще зародыш, но семя или зерно, может ли он почесться человеком, может ли причтен быть к тварям разумным? Вопрос самый пустой и не стоющий ответа, если бы за ним не следовал другой, более казистый и вид сомнения имеющий. Что есть человек и где он есть до произведения семени, из коего родиться имеет? Ибо, если можем понять, что семя предсуществует зачатию, то оно предсуществует в самке известной; но где оно было, доколе в ней не образовалося в виде семени?

Дерзновенный, ты хочешь взойти до бесконечности; но воззри на свое сложение; ты едва от земли отделен, и если бы око твое не водило тебя до пределов, солнечной системе смежных, и мысль твоя не летала в преддверие вечности, мог ли бы ты чем-либо отличен быть от пресмыкающихся? Вооружай зрение твое телескопами, за дальнейшие неподвижные звезды досязающими; вооружай его микроскопами, в миллионы миллионов раз увеличивающими; что узришь ты? что ты ни на единую черту от данного тебе пребывания отделиться не можешь, невзирая на недавнее твое и столь величественное воскресение. И узришь хотя часть органа, мысль тебе дающего; но какое стекло даст узреть тебе твое чувствование? Безумный! оно ему не подлежит. Устремляй мысль свою; воспаряй воображение; ты мыслишь органом телесным, как можешь представить себе что-либо опричь телесности? Обнажи умствование твое от слов и звуков, телесность явится пред тобою всецела; ибо ты она, все прочее догадка.

Но дадим ответ на предыдущие вопросы, сколь нелепы они бы ни были. Если не достоверно, но хотя вероятно, что человек предсуществовал зачатию в семени, то суть две возможности, где существовало сие семя, опричь той вероятности, что оно в жене начиналося; а сие есть вероятнейшее других предположение. Но скажем хотя слово о них. Или семя содержалося одно в другом, из разверзшихся прежде его в бытие, и содержит в себе все семена, сколько их быть может, одно в другом до бесконечности. Или семя сие есть часть прежнего, которое было часть другого, прежде его к жизни воззванного, и может делиться паки на столько частей или новых семян, сколько то быть должно и может; равномерно и отделенные от него части паки делимы быть имеют до бесконечности. Бесконечность... о безумные мы! все, чего измерить не можем, для нас есть бесконечно; все, чему в продолжении не умеем назначить предела, вечно. Но для чего не утверждать, как то сказали мы выше, что семя образуется в жене? Ибо если чувствительность, мысль и все свойства человека (не говоря о животных и растениях) образуются в нем постепенно и совершенствуют, то для чего не сказать, что и жизнь, которая в семени, яко в хранилище, пребывать имеет4, доколе не изведет на развержение, образуется в органах человека. Ибо всякая сила, не токмо действующая в человеке, но в вселенной вообще, действует органом; по крайней мере мы иначе никакой силы постигать не можем. Когда всесильный восхотел, чтоб движение и жизнь нам явны быть могли, он поставил солнце: вот чувственный его орган! Почто же дивиться, что смертные его боготворили?

Прейдем к другому вопросу. Семя до зачатия, или человек в предрождественном своем состоянии, мог ли почесться тварью разумною, или, другими словами, сопряжена ли была душа с семенем, доколе не прешло семя в зародыш? Какое слабое удовлетворение твоему высокомерию, если и согласимся дать семени душу! но что сия душа? свойство ее жизни, или в совершенном возрасте человека есть чувствовать и мыслить; а понеже ведаем, что чувственные орудия суть нервы, а орудие мысли, мозг, есть источник нерв, что без него или же только с его повреждением или болезнию тела исчезает понятие, воображение, память, рассудок; что нервы толико тупеть могут, что суть иногда в болезненном состоянии тела почти бесчувственны; если же общий закон природы есть, что сила не иначе действует (для нас по крайней мере), как органом или орудием, то скажем не обинуяся, что до рождения, а паче до зачатия своего человек есть семя и не может быть что-либо иное. Бесчувствен, нем, не ощущаяй, как может быть разумною тварию? И хотя бы (согласимся и на то), хотя бы душа жила в семени до начатия веков; но когда она начинает действовать и мыслить, того не знает, не воспоминает, что она когда-либо была жива. А поелику не помнит о своем предрождественном состоянии, то человек настоящий, я настоящее, я отличающееся от всех других собратных мне существ не есть то я, что было; а хотя бы я нынешнее то же я было, которое было в предрождественном состоянии, но что в том мне пользы? Нет тождественности души в двух состояниях, то есть в нынешнем и предрождественном;5 не все ли равно, что она не существовала до зачатия или рождения.

Но нет ли какой-либо возможности, что душа может существовать с семенем сопряженна до зачатия зародыша? Вы видели, мои возлюбленные, что все предыдущие умствования суть предположительные или паче гадательные, то и сие мнение о предрождественном существовании души, поелику противоречия в себе не заключает, есть возможно. А если к тому присовокупим, что поелику всякая сила действует свойственным ей органом и семя есть орган, для действия души определенный, но не разверженный, то можно сказать, что сила живет в органе и душа в семени; ибо если орган или семя не разверженно и не устроенно, то из того не следует, чтобы оно было мертво; ибо смерть есть разрушение, или паче, как то увидим далее, смерть не существует в природе, но существует разрушение, а следствие одно токмо преобразование. Присовокупим к сему предварительно, что как из опытов знаем, что по разрушении каждая частица отходит к своей стихии или началу, да паки в сложение прейдет, то сила жизни не отойдет ли к своему началу или стихии; и поелику стихия каждая одинакова, то частица оной может пребывать семени совокупна.

Вот что возможно сказать о предрождественном состоянии человека; но и тут, как видите, друзья мои, много предположений, систем, догадок. Таково есть положение наше, что мы едва ли можем удостоверены быть о том токмо, что предлежит нашим чувствам. Сведение о вещах внутризрительное несть свойство нашего разума. Если чего не ощущаем, то заключаем по сходствию. И дабы вам сие изъяснить примером: мы по сходствию токмо заключаем, что рождены и смертны есмы. Итак, о прошедшем и будущем своем состоянии человек судит по сходствию. Блажен, если жребий его не есть блуждение!

Се настал час бытия и жизни! О всесильный! отпусти дерзновение мое; я умствованием одним угадать тебя тщуся, доколе не воззван к жизни! Но я живу и тебя чувствую. О всесильный! в том нет дерзновения!

Представим себе мужа и жену в цветущих силою летах, горящих взаимною любовию; представим себе невинные их лобзания, преддверие веселия. Представим их на непорочном ложе вкушающих его приятности, ужели думаешь, что восторг, исступление, забвение самого себя (во время соития) суть напрасны и должны существовать без намерения? Когда есть цель малейшему микроскопическому зверку, ужели думаешь, что величайшее плотское веселие не имеет оной? И можно ли в ней ошибиться! Намерение есть чувствование, цель - жизнь.

Уже жена зачала во чреве; уже зародыш жив. Сердце, сей источник крови и въемлище ее, в нем биет даже с первого дня соития. Началося кормление6, рощение. Уже мало-помалу члены его образуются. Каждое волокно ищет своих подруг, с коими согрудится7, и составляются мышцы. Но паче всего образуется голова, растет больше и величает. В ней пребывание чувствий и умственных сил! Пребыв во чреве жены предопределенные девять месяцов, зародыш стал дитя8. Орудия движения, чувствия, голоса и жизни получили свое дополнение; основание уже положено разумным силам, орган их уже готов, как гладкая таблица готова на восприятие впечатлений. Упругость, содрогательность существуют уже в образованном, да некогда произведут страсти, притяжение и отвращение. И се рождается дитя - человек да будет.

Итак, изшел на свет совершеннейший из тварей, венец сложений вещественных, царь земли, но единоутробный сродственник, брат всему на земле живущему, не токмо зверю, птице, рыбе, насекомому, черепокожному, полипу, но растению, грибу, мху, плесне, металлу, стеклу, камню, земле. Ибо сколь ни искусственно его сложение, начальные части его следуют одному закону с родящимся под землею. Если кристалл, металл или другой какой-либо камень образуется вследствие закона смежности, то и части, человека составляющие, тому же следуют правилу. Если он зарождается и растет во чреве матерном, прилежное розыскание показует (хотя еще внимания на то не обращено), что для образования чего-либо и в царстве ископаемом нужна матка; и если в животных то издревле известно, что матка без мужеского сообщения бесплодна, то ныне явно уже о растениях и о подземных вероятно9. Но если кристаллизация, если руденение далеко отстоят от зачатия, питания и рождения, не образование ли есть цель того и другого? Образование есть видимое действие; - но причина? не сомневайся! то же начало, которое жизнь тебе дает, действует и в законе смежности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: