Южнорусское летописание

Источники:

§ Ипатьевский (начало 15 века),

§ Хлебниковский (16 век),

§ Погодинский (17 век),

§ Ермолаевский (конец XVII - начало XVIII в.) а также списки,

§ Воскресенской и основной редакции Софийской I летописей.

Текстологический анализ позволил высказать предположение о существовании киевского, великокняжеского свода 1200 г. (А.Н. Насонов).

Считается общепринятым, что свод был составлен при князе Рюрике Ростиславиче в Выдубицком монастыре. Исследователи обращали внимание и на то, что Рюрик Ростиславич был первым правителем Киева, получившим великокняжеский титул после 1037 г., что могло стать непосредственным побудительным мотивом создания великокняжеской летописи. Автором, киевского свода предположительно был игумен Выдубицкого монастыря Моисей.

Источники «киевского свода» 1200 года:

1. киевский свод Святослава Всеволодовича (основной источник, оканчивавшийся описанием кончины князя в 1173 г.)

2. семейную хроники Ростиславичей, братьев великого князя (точнее, сборник их некрологов, составленный в том же Выдубицком киевском монастыре при Рюрике)

3. семейный Летописец черниговского князя Святослава Ольговича и его, сыновей, Олега и Игоря Святославича (доведен до 1198 г.)

4. княжеский Летописец, Переяславля Южного, рассказывающий о военных подвигах Владимира Глебовича и доведенный до кончины князя (1187 г.).

Из этого следует, что в XII-XIII вв. на юге Руси летописание систематически велось лишь в Киеве и Переяславле Южном. В Чернигове же существовали только семейные княжеские летописцы.

М.Д. Присёлков: у нас нет «материала для суждения о том, сохранялось ли семейное летописание в Чернигове после Игоря Святославича».

А.А. Шахматов: черниговское летописание XII в. отражено в ряде статей Ипатьевской летописи.

Киевское летописание

§ продолжало традицию Повести временных лет.

§ утратило общегосударственный характер, и превратилось в семейную летопись, киевских князей.

Хронология: непрерывно с XII в. Однако данными о продолжении такой традиции после 1200 г. исследователи не располагают, хотя известно, что в Киеве в 1238 г. велась какая-то летопись.

Летописание Переяславля Южного

Зародилось: начало XII в.

Велось вплоть до 1228 г.

Начало заложено игуменом Сильвестром

В Переяславле существовали два летописных центра:

1. епископский (по крайней мере, до 1187 г.)

2. княжеский.

Вероятно, еще в XII в. начало вестись летописание в Галиче Волынском. К сожалению, галицко-волынские летописи летописи за это столетие почти не нашли отражения в позднейших сводах. И все-таки есть основания считать, что уже тогда здесь систематически велись годовые записи.

В конце XIII в. на этом материале было создано единое повествование, лишенное годовых дат.

Основная цель его (М.Д. Присёлков): привести и собрать доказательства от истории в свою пользу как обладателя старого Киева на право первенства среди русских княжеств. Считается, что его автор был светским человеком, возможно, из княжеской дружины. По стилю его рассказ напоминает произведения византийских «историков», не переведенные на древнерусский язык. Оно-то и составило основу Ипатьевской летописи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: