double arrow
Тема12. Структура и виды учебно-познавательной деятельности студента

3

Учебно-познавательная деятельность — это деятельность учаще­гося по овладению знаниями и способами действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных преподавателем. Она направлена не только на освоение знаний и умений, но и на само­го субъекта (студента) в плане совершенствования, развития его личностных качеств благодаря целенаправленному присвоению им общественного опыта (нравственного, культурного, практического, творческого и т.д.).

Психологи (И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, И. Лингарт, Д.Б. Эль-конин), анализируя учебно-познавательную деятельность, отмечают пять ее характерных особенностей:

1)она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2)в ней осваиваются знания и общие способы действий;

3)она включает разнообразные действия учащегося, в том чис­ле перцептивные (наблюдение - звуковое и зрительное восприятия учебного материала), мнемические (запоминание учебного мате­риала), умственные (анализ, сравнение, классификация, обобще­ние и др.), практические (решение задач, эксперимент, графические и расчетные работы, работа с компьютером и др:);

4)она ведет к изменениям психических свойств (характера, спо­собностей, памяти, мышления, чувств, воли) и поведения обучаю­щегося в зависимости от результатов своих действий;

5)она ведет к изменениям в самом субъекте в плане развития лич­ности.

Д.Б. Эльконин подчеркивал общественный характер учебной дея­тельности [184]:




• по содержанию, так как она направлена на усвоение всех бо­
гатств культуры и науки, накопленных человечеством;

. по ее смыслу, ибо она общественно значима и оцениваема;

• по форме, поскольку она соответствует общественно выработан­
ным нормам общения и осуществляется в общественных учрежде­
ниях (школах, колледжах, вузах и т.д.).

Как любая другая деятельность, учебно-познавательная деятель­ность характеризуется предметностью, целенаправленностью и про­дуктивностью (результативностью). Она имеет определенную струк­туру и содержание.

Предметом учебной деятельности является содержание учебного материала, подлежащее усвоению. Сюда относятся понятия, теории, законы, принципы, задачи, алгоритмы, процессы, способы дей­ствий и т.д., включенные в учебные программы по изучаемым дис­циплинам.

Цель учебной деятельности заключается в усвоении этих знаний, овладении обобщенными способами действий, в процессе чего раз­вивается сам обучающийся. Следует отметить, что цель учебной дея­тельности связана с целью обучения (более подробно см. в гл. 2).



Мотивы учебной деятельности связаны с потребностями, инте­ресами, склонностями, ценностными ориентациями обучающего­ся. Учитывая исключительную важность этого компонента учебной деятельности, этому вопросу посвящен отдельный разд. 14.4.

Как было отмечено выше, одним из важных структурных ком­понентов деятельности является действие. Учебно-познавательная деятельность студента включает в себя множество действий, обу­словленных целями и содержанием обучения, формой организации образовательного процесса, логикой изучения и усвоения учебного материала и методами обучения. Например, сюда относятся про­слушивание устного изложения учебного материала преподавателем или одним из учащихся, чтение учебной литературы или конспекта, восприятие информации по наглядным пособиям, работа с компью­тером, выполнение лабораторной работы и т.д.

К средствам учебной деятельности относятся базовые знания и умения обучающегося, устная и письменная речь, учебная литера­тура, конспекты, наглядные и методические пособия, компьютеры и электронные издания учебного назначения, лабораторное обору­дование, учебное телевидение и др.

Способы учебной деятельности - это приемы и методы, с помо­щью которых осуществляется использование средств с целью овла­дения знаниями и умениями. Они зависят от методов обучения, применяемых преподавателем на том или ином занятии. К способам учебной деятельности относятся, например, различные способы из­учения литературы и конспектирования учебного материала, мате­матические операции при решении задач, способы выполнения ла­бораторной работы и составления отчета, методы индивидуального или группового решения проблем, методы исследования изучаемых явлений, процессов и т.д. (более подробно об этом см. в гл. 5).

Продукт учебной деятельности - новые знания и умения, усво­енные учащимися в результате учебы. Продуктом также являются внутренние новообразования психики и деятельности в мотиваци-онном, смысловом, умственном и нравственном планах.

В структуре учебно-познавательной деятельности студента глав­ным компонентом является учебная задача. Основное отличие учеб­ной задачи от других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта (учащегося), а не в изменении предметов, с которыми он взаимодействует. Учебные задачи вы­полняют разнообразные функции. Различают задачи на понимание и ориентировку, идентификацию с определенным законом, преоб­разование, применение, перенос в новую ситуацию, самостоятель­ное построение задач, самоконтроль.

Практически вся учебная деятельность должна быть представле­на как система учебных задач. Состав учебной задачи детально рас­смотрен в работах Л.М. Фридмана и Е.И. Машбица. В любой задаче, в том числе и в учебной, выделяются цель ( требование), объекты, которые входят в состав условия задачи, и их функции. По мнению Л.М. Фридмана, учебная задача состоит из следующих частей [162]:

• предметной области (класс обозначенных объектов);

• требований задачи (указания о цели решения задачи, т.е. того, что необходимо установить в ходе решения);

• отношений, связывающих объекты задачи;

• совокупности тех действий (операций), которые надо произве­сти над условиями задачи, чтобы ее решить.

В деятельности по решению учебных задач могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты: анализ и понимание за­дачи, «принятие» учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи; практическое ее осуществление; контроль (самоконтроль) и оценка решения задачи; осознание способов деятельности, имеющих место в процессе решения учебной задачи.

В зависимости от выполняемой функции различают три вида действий: ориентирующие (или планирующие), исполнительные и контрольные. Ориентирующие действия (ориентировочная осно­ва действий) - это та система ориентиров и указаний, пользуясь которой студенты выполняют усваиваемые действия. Она необ­ходима для того, чтобы спланировать предстоящую деятельность. Ориентировочная основа действий при решении учебной задачи (общий алгоритм решения) такова: 1) выяснить, что дано и что надо найти; 2) установить логические связи между известным и искомым; 3) выдвинуть различные способы решения задачи; при необходимо-

сти переформулировать задачу; 4) выбрать один из способов и соста­вить план решения задачи; 5)попытаться решить задачу; 6) прове­рить результат.

Исполнительские действия включают реализацию ориентировоч­ной основы деятельности.

Функция контроля или самоконтроля (контрольных действий) со­стоит в определении правильности и полноты выполнения учащи­мися операций при решении учебных задач.

Для решения задачи субъект (студент) должен располагать не­которой совокупностью средств, которые не входят в задачу и при­влекаются извне. Средства решения могут быть материальными (на­пример, приборы, инструмент и др.), материализованными (тексты, схемы, формулы, модели) и идеальными (знания, которые использу­ются студентом при решении задачи).

Таким образом, структура учебно-познавательной деятельности содержит следующие структурные компоненты: предмет, цель, мо­тивы, средства, учебные действия и способы их выполнения, про­дукт (результат). Учебно-познавательную деятельность можно рас­сматривать как деятельность по решению учебных задач.

По уровню мышления различают два вида учебно-познавательной деятельности: репродуктивную и продуктивную (творческую). Репродук­тивная деятельность - это действия по образцу, например повторение пройденного материала и его объяснение, решение типовых задач по известному алгоритму, подготовка и чтение доклада на основе самостоя­тельной работы с литературой и др. Примерами творческой познаватель­ной деятельности студентов являются решение нестандартных задач, проведение лабораторного эксперимента, учебно-исследовательская работа, конструирование технических изделий и т.д.


3





Сейчас читают про: