Учебно-познавательная деятельность — это деятельность учащегося по овладению знаниями и способами действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных преподавателем. Она направлена не только на освоение знаний и умений, но и на самого субъекта (студента) в плане совершенствования, развития его личностных качеств благодаря целенаправленному присвоению им общественного опыта (нравственного, культурного, практического, творческого и т.д.).
Психологи (И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, И. Лингарт, Д.Б. Эль-конин), анализируя учебно-познавательную деятельность, отмечают пять ее характерных особенностей:
1)она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2)в ней осваиваются знания и общие способы действий;
3)она включает разнообразные действия учащегося, в том числе перцептивные (наблюдение - звуковое и зрительное восприятия учебного материала), мнемические (запоминание учебного материала), умственные (анализ, сравнение, классификация, обобщение и др.), практические (решение задач, эксперимент, графические и расчетные работы, работа с компьютером и др:);
|
|
4)она ведет к изменениям психических свойств (характера, способностей, памяти, мышления, чувств, воли) и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих действий;
5)она ведет к изменениям в самом субъекте в плане развития личности.
Д.Б. Эльконин подчеркивал общественный характер учебной деятельности [184]:
• по содержанию, так как она направлена на усвоение всех бо
гатств культуры и науки, накопленных человечеством;
. по ее смыслу, ибо она общественно значима и оцениваема;
• по форме, поскольку она соответствует общественно выработан
ным нормам общения и осуществляется в общественных учрежде
ниях (школах, колледжах, вузах и т.д.).
Как любая другая деятельность, учебно-познавательная деятельность характеризуется предметностью, целенаправленностью и продуктивностью (результативностью). Она имеет определенную структуру и содержание.
Предметом учебной деятельности является содержание учебного материала, подлежащее усвоению. Сюда относятся понятия, теории, законы, принципы, задачи, алгоритмы, процессы, способы действий и т.д., включенные в учебные программы по изучаемым дисциплинам.
Цель учебной деятельности заключается в усвоении этих знаний, овладении обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся. Следует отметить, что цель учебной деятельности связана с целью обучения (более подробно см. в гл. 2).
Мотивы учебной деятельности связаны с потребностями, интересами, склонностями, ценностными ориентациями обучающегося. Учитывая исключительную важность этого компонента учебной деятельности, этому вопросу посвящен отдельный разд. 14.4.
|
|
Как было отмечено выше, одним из важных структурных компонентов деятельности является действие. Учебно-познавательная деятельность студента включает в себя множество действий, обусловленных целями и содержанием обучения, формой организации образовательного процесса, логикой изучения и усвоения учебного материала и методами обучения. Например, сюда относятся прослушивание устного изложения учебного материала преподавателем или одним из учащихся, чтение учебной литературы или конспекта, восприятие информации по наглядным пособиям, работа с компьютером, выполнение лабораторной работы и т.д.
К средствам учебной деятельности относятся базовые знания и умения обучающегося, устная и письменная речь, учебная литература, конспекты, наглядные и методические пособия, компьютеры и электронные издания учебного назначения, лабораторное оборудование, учебное телевидение и др.
Способы учебной деятельности - это приемы и методы, с помощью которых осуществляется использование средств с целью овладения знаниями и умениями. Они зависят от методов обучения, применяемых преподавателем на том или ином занятии. К способам учебной деятельности относятся, например, различные способы изучения литературы и конспектирования учебного материала, математические операции при решении задач, способы выполнения лабораторной работы и составления отчета, методы индивидуального или группового решения проблем, методы исследования изучаемых явлений, процессов и т.д. (более подробно об этом см. в гл. 5).
Продукт учебной деятельности - новые знания и умения, усвоенные учащимися в результате учебы. Продуктом также являются внутренние новообразования психики и деятельности в мотиваци-онном, смысловом, умственном и нравственном планах.
В структуре учебно-познавательной деятельности студента главным компонентом является учебная задача. Основное отличие учебной задачи от других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта (учащегося), а не в изменении предметов, с которыми он взаимодействует. Учебные задачи выполняют разнообразные функции. Различают задачи на понимание и ориентировку, идентификацию с определенным законом, преобразование, применение, перенос в новую ситуацию, самостоятельное построение задач, самоконтроль.
Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. Состав учебной задачи детально рассмотрен в работах Л.М. Фридмана и Е.И. Машбица. В любой задаче, в том числе и в учебной, выделяются цель (требование), объекты, которые входят в состав условия задачи, и их функции. По мнению Л.М. Фридмана, учебная задача состоит из следующих частей [162]:
• предметной области (класс обозначенных объектов);
• требований задачи (указания о цели решения задачи, т.е. того, что необходимо установить в ходе решения);
• отношений, связывающих объекты задачи;
• совокупности тех действий (операций), которые надо произвести над условиями задачи, чтобы ее решить.
В деятельности по решению учебных задач могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты: анализ и понимание задачи, «принятие» учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи; практическое ее осуществление; контроль (самоконтроль) и оценка решения задачи; осознание способов деятельности, имеющих место в процессе решения учебной задачи.
В зависимости от выполняемой функции различают три вида действий: ориентирующие (или планирующие), исполнительные и контрольные. Ориентирующие действия (ориентировочная основа действий) - это та система ориентиров и указаний, пользуясь которой студенты выполняют усваиваемые действия. Она необходима для того, чтобы спланировать предстоящую деятельность. Ориентировочная основа действий при решении учебной задачи (общий алгоритм решения) такова: 1) выяснить, что дано и что надо найти; 2) установить логические связи между известным и искомым; 3) выдвинуть различные способы решения задачи; при необходимо-
|
|
сти переформулировать задачу; 4) выбрать один из способов и составить план решения задачи; 5)попытаться решить задачу; 6) проверить результат.
Исполнительские действия включают реализацию ориентировочной основы деятельности.
Функция контроля или самоконтроля (контрольных действий) состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимися операций при решении учебных задач.
Для решения задачи субъект (студент) должен располагать некоторой совокупностью средств, которые не входят в задачу и привлекаются извне. Средства решения могут быть материальными (например, приборы, инструмент и др.), материализованными (тексты, схемы, формулы, модели) и идеальными (знания, которые используются студентом при решении задачи).
Таким образом, структура учебно-познавательной деятельности содержит следующие структурные компоненты: предмет, цель, мотивы, средства, учебные действия и способы их выполнения, продукт (результат). Учебно-познавательную деятельность можно рассматривать как деятельность по решению учебных задач.
По уровню мышления различают два вида учебно-познавательной деятельности: репродуктивную и продуктивную (творческую). Репродуктивная деятельность - это действия по образцу, например повторение пройденного материала и его объяснение, решение типовых задач по известному алгоритму, подготовка и чтение доклада на основе самостоятельной работы с литературой и др. Примерами творческой познавательной деятельности студентов являются решение нестандартных задач, проведение лабораторного эксперимента, учебно-исследовательская работа, конструирование технических изделий и т.д.