Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема12. Структура и виды учебно-познавательной деятельности студента




Учебно-познавательная деятельность — это деятельность учаще­гося по овладению знаниями и способами действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, поставленных преподавателем. Она направлена не только на освоение знаний и умений, но и на само­го субъекта (студента) в плане совершенствования, развития его личностных качеств благодаря целенаправленному присвоению им общественного опыта (нравственного, культурного, практического, творческого и т.д.).

Психологи (И.А. Зимняя, И.И. Ильясов, И. Лингарт, Д.Б. Эль-конин), анализируя учебно-познавательную деятельность, отмечают пять ее характерных особенностей:

1)она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

2)в ней осваиваются знания и общие способы действий;

3)она включает разнообразные действия учащегося, в том чис­ле перцептивные (наблюдение - звуковое и зрительное восприятия учебного материала), мнемические (запоминание учебного мате­риала), умственные (анализ, сравнение, классификация, обобще­ние и др.), практические (решение задач, эксперимент, графические и расчетные работы, работа с компьютером и др:);

4)она ведет к изменениям психических свойств (характера, спо­собностей, памяти, мышления, чувств, воли) и поведения обучаю­щегося в зависимости от результатов своих действий;

5)она ведет к изменениям в самом субъекте в плане развития лич­ности.

Д.Б. Эльконин подчеркивал общественный характер учебной дея­тельности [184]:

• по содержанию, так как она направлена на усвоение всех бо­
гатств культуры и науки, накопленных человечеством;

. по ее смыслу, ибо она общественно значима и оцениваема;

• по форме, поскольку она соответствует общественно выработан­
ным нормам общения и осуществляется в общественных учрежде­
ниях (школах, колледжах, вузах и т.д.).

Как любая другая деятельность, учебно-познавательная деятель­ность характеризуется предметностью, целенаправленностью и про­дуктивностью (результативностью). Она имеет определенную струк­туру и содержание.

Предметом учебной деятельности является содержание учебного материала, подлежащее усвоению. Сюда относятся понятия, теории, законы, принципы, задачи, алгоритмы, процессы, способы дей­ствий и т.д., включенные в учебные программы по изучаемым дис­циплинам.

Цель учебной деятельности заключается в усвоении этих знаний, овладении обобщенными способами действий, в процессе чего раз­вивается сам обучающийся. Следует отметить, что цель учебной дея­тельности связана с целью обучения (более подробно см. в гл. 2).

Мотивы учебной деятельности связаны с потребностями, инте­ресами, склонностями, ценностными ориентациями обучающего­ся. Учитывая исключительную важность этого компонента учебной деятельности, этому вопросу посвящен отдельный разд. 14.4.




Как было отмечено выше, одним из важных структурных ком­понентов деятельности является действие. Учебно-познавательная деятельность студента включает в себя множество действий, обу­словленных целями и содержанием обучения, формой организации образовательного процесса, логикой изучения и усвоения учебного материала и методами обучения. Например, сюда относятся про­слушивание устного изложения учебного материала преподавателем или одним из учащихся, чтение учебной литературы или конспекта, восприятие информации по наглядным пособиям, работа с компью­тером, выполнение лабораторной работы и т.д.

К средствам учебной деятельности относятся базовые знания и умения обучающегося, устная и письменная речь, учебная литера­тура, конспекты, наглядные и методические пособия, компьютеры и электронные издания учебного назначения, лабораторное обору­дование, учебное телевидение и др.

Способы учебной деятельности - это приемы и методы, с помо­щью которых осуществляется использование средств с целью овла­дения знаниями и умениями. Они зависят от методов обучения, применяемых преподавателем на том или ином занятии. К способам учебной деятельности относятся, например, различные способы из­учения литературы и конспектирования учебного материала, мате­матические операции при решении задач, способы выполнения ла­бораторной работы и составления отчета, методы индивидуального или группового решения проблем, методы исследования изучаемых явлений, процессов и т.д. (более подробно об этом см. в гл. 5).



Продукт учебной деятельности - новые знания и умения, усво­енные учащимися в результате учебы. Продуктом также являются внутренние новообразования психики и деятельности в мотиваци-онном, смысловом, умственном и нравственном планах.

В структуре учебно-познавательной деятельности студента глав­ным компонентом является учебная задача. Основное отличие учеб­ной задачи от других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта (учащегося), а не в изменении предметов, с которыми он взаимодействует. Учебные задачи вы­полняют разнообразные функции. Различают задачи на понимание и ориентировку, идентификацию с определенным законом, преоб­разование, применение, перенос в новую ситуацию, самостоятель­ное построение задач, самоконтроль.

Практически вся учебная деятельность должна быть представле­на как система учебных задач. Состав учебной задачи детально рас­смотрен в работах Л.М. Фридмана и Е.И. Машбица. В любой задаче, в том числе и в учебной, выделяются цель ( требование), объекты, которые входят в состав условия задачи, и их функции. По мнению Л.М. Фридмана, учебная задача состоит из следующих частей [162]:

• предметной области (класс обозначенных объектов);

• требований задачи (указания о цели решения задачи, т.е. того, что необходимо установить в ходе решения);

• отношений, связывающих объекты задачи;

• совокупности тех действий (операций), которые надо произве­сти над условиями задачи, чтобы ее решить.

В деятельности по решению учебных задач могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты: анализ и понимание за­дачи, «принятие» учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи; практическое ее осуществление; контроль (самоконтроль) и оценка решения задачи; осознание способов деятельности, имеющих место в процессе решения учебной задачи.

В зависимости от выполняемой функции различают три вида действий: ориентирующие (или планирующие), исполнительные и контрольные. Ориентирующие действия (ориентировочная осно­ва действий) - это та система ориентиров и указаний, пользуясь которой студенты выполняют усваиваемые действия. Она необ­ходима для того, чтобы спланировать предстоящую деятельность. Ориентировочная основа действий при решении учебной задачи (общий алгоритм решения) такова: 1) выяснить, что дано и что надо найти; 2) установить логические связи между известным и искомым; 3) выдвинуть различные способы решения задачи; при необходимо-

сти переформулировать задачу; 4) выбрать один из способов и соста­вить план решения задачи; 5)попытаться решить задачу; 6) прове­рить результат.

Исполнительские действия включают реализацию ориентировоч­ной основы деятельности.

Функция контроля или самоконтроля (контрольных действий) со­стоит в определении правильности и полноты выполнения учащи­мися операций при решении учебных задач.

Для решения задачи субъект (студент) должен располагать не­которой совокупностью средств, которые не входят в задачу и при­влекаются извне. Средства решения могут быть материальными (на­пример, приборы, инструмент и др.), материализованными (тексты, схемы, формулы, модели) и идеальными (знания, которые использу­ются студентом при решении задачи).

Таким образом, структура учебно-познавательной деятельности содержит следующие структурные компоненты: предмет, цель, мо­тивы, средства, учебные действия и способы их выполнения, про­дукт (результат). Учебно-познавательную деятельность можно рас­сматривать как деятельность по решению учебных задач.

По уровню мышления различают два вида учебно-познавательной деятельности: репродуктивную и продуктивную (творческую). Репродук­тивная деятельность - это действия по образцу, например повторение пройденного материала и его объяснение, решение типовых задач по известному алгоритму, подготовка и чтение доклада на основе самостоя­тельной работы с литературой и др. Примерами творческой познаватель­ной деятельности студентов являются решение нестандартных задач, проведение лабораторного эксперимента, учебно-исследовательская работа, конструирование технических изделий и т.д.






Дата добавления: 2015-06-14; просмотров: 6256; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10066 - | 7740 - или читать все...

Читайте также:

 

54.161.118.57 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.