ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Понятие «деятельность» в философии и психологии определяется как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, развивает свои способности, сохраняет и совершенствует природу, преобразует общество и т.д.
Человеческая деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу. Она обусловлена общественными и личными потребностями, уровнем социально-экономического, культурного и научно-технического развития общества. Например, переход нашей страны к рыночным отношениям создает условия для развития различных видов предпринимательской деятельности (коммерческой, производственной, финансовой, посреднической и т.д.)
Различают четыре основных вида деятельности людей: общение, игры, познание и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при активном участии в них человека, начиная с детского возраста, происходит его интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое и физическое развитие.
|
|
Если за основу классификации взять главные сферы общественной жизни, то вде виды трудовой и познавательной деятельности можно включить в следующие группы: 1) материально-производственную, в том числе и сферу торговли и услуг; 2) духовную; 3) социально-политическую; 4) управленческую; 5) социальное воспроизводство людей (воспитание, обучение, профилактика заболеваний и лечение).
Материально-производственная деятельность (труд) людей охватывает всю сферу народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и является главным условием существования общества.
К видам духовной деятельности относятся учебно- и научно-познавательная деятельность, включая самообразование личности, а также ценностно-ориентационная (оценка событий, явлений, предметов, поведения людей и т.д.; мотивация своих действий и поступков; выработкажизненных планов, ориентации), эмоционально-чувственная (переживания, сопереживание, выражение чувств и эмоций) и художественно-эстетическая (приобщение к искусству и литературе, художественное творчество, восприятие красоты окружающего мира и т.д.) деятельность.
Психологические исследования деятельности связаны с именами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и других известных психологов нашей страны. Анализируя структуру деятельности, психологи выделяют следующие компоненты: субъект, его потребности, мотивы и цели; средства, предмет, процедуру и продукт (результат деятельности). Для любой предметной деятельности необходимы определенные условия.
|
|
Понятие «субъект деятельности» соотносится с понятием «личность». Субъект деятельности (личность) должен обладать знаниями о предмете, цели, средствах и способах выполнения деятельности. Эти знания составляют ориентировочную основу деятельности. В коллективной (групповой) деятельности в роли субъекта выступает социальная группа. К активности субъекта побуждают цель и мотив деятельности. Цель деятельности — получение предполагаемого результата, идеального образа продукта деятельности. Мотивы — это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, убеждения, установки и другие свойства личности.
Предмет деятельности — это то, на что она направлена, что является исходным материалом, подлежащим преобразованию. Предметом трудовой деятельности рабочих, например, выступают сырье, материалы, металл и т.д. В духовной сфере предмет деятельности - это знания, образы, общественное сознание, мировоззрение, психика человека и др. Предмет деятельности - это то, что субъект имеет к началу своей деятельности и что должно превращаться в ее продукт. В соответствии с определением «продукта деятельности» желаемый продукт есть его трансформация.
Различают два вида продукта - основной и побочный. Основной продукт есть превращенная форма предмета деятельности; при этом различаются запланированный (желаемый) продукт и неудавшийся продукт (например, брак). Побочный продукт характеризуется по своему происхождению отнесенностью к тому или иному структурному элементу — субъекту, объекту, средствам или внешним условиям. Например, в образовательном процессе, помимо формирования знаний и умений студентов (основной продукт), происходят изменения их психических свойств или состояния (побочный продукт). Между двумя полюсами— предметом и продуктом - обычно существует то или иное число переходных форм - «полуфабрикатов». Каждая из них является одновременно предметом деятельности (по отношению к последующей форме) и ее продуктом (по отношению к предыдущей).
К средствам деятельности относятся материальные объекты (орудия труда, носители информации) и идеальные средства (информация, язык, методы, символы, схемы и т.д.).
Процедура деятельности - это технология, способы получения желаемого продукта. Информация о процедуре деятельности содержится или в памяти субъекта, или фиксируется на материальных носителях в виде программ или алгоритма. Процедуру деятельности следует отличать от процесса деятельности. Процесс деятельности есть реальное движение совокупности материальных объектов. Это одновременное функционирование и взаимодействие субъекта, предмета и средств деятельности, а процедура деятельности определяется как способ (правила, методика) изменения всех этих структурных моментов, приводящих к желаемому результату, т.е. получению определенного продукта с заданными свойствами.
Процесс и результаты (продукт) деятельности суть изменения в материальном мире или в духовной сфере (например, новые знания в образовании). Такую преобразующую деятельность может совершать только субъект, обладающий необходимыми знаниями и умениями. Процесс деятельности включает в себя действия и операции. Действие является морфологической единицей любой деятельности. Как отмечает А.Н. Леонтьев, «человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий... деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели» [72, с. 154]. Действие как структурная часть деятельности побуждается ее мотивом и соотносится с определенной целью. Единство цели и условий ее достижения является задачей, решением которой выступает действие. Каждый конкретный вид деятельности совершается путем реализации определенных действий. Например, готовясь к докладу, руководитель выполняет следующие действия: изучает документы организации и литературу, систематизирует материал, составляет план-конспект, подготавливает средства наглядно- сти и др. Любое действие складывается из операций - умственных, перцептивных, двигательных и др. Согласно А.Н. Леонтьеву, операции — это способы действия, отвечающие определенным условиям, в которых дана его цель. Одна и та же операция может входить в разные действия, и, наоборот, одно действие может быть реализовано разными операциями.
|
|
Любая деятельность направлена на созидание конкретного материального или духовного продукта. А. Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность - это материальная, чувственно-предметная деятельность, а внутренняя - это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах (умственная деятельность). Эти виды деятельности тесно связаны: прежде чем осуществить внешнюю, практическую деятельность, человек продумывает ее цели, средства, процедуру и др., т.е. определяет ориентировочную основу деятельности.
Анализ деятельности как объекта изучения показывает, что она характеризуется рядом особенностей, основными из которых являются следующие:
1)общественно-исторический характер деятельности;
2)предметность деятельности;
3)целенаправленность и мотивированность деятельности;
4)опосредованный характер деятельности;
5)продуктивный характер деятельности;
6)иерархичность, структурированность деятельности;
7)процессуальный характер деятельности.
Разумеется, человеческая деятельность связана с такими сферами личности (субъекта деятельности), как эмоции и чувства, нравственность, культура (эстетика), здоровье, знания, умения, способности, интересы и т.д. Именно в различных видах деятельности формируются, развиваются и проявляются качества личности, осуществляются творческий потенциал, самореализация, самовыражение личности.
|
|