Тема 10. Общая характеристика деятельности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Понятие «деятельность» в философии и психологии определяется как специфический вид активности человека, направленный на позна­ние и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, развивает свои спо­собности, сохраняет и совершенствует природу, преобразует обще­ство и т.д.

Человеческая деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу. Она обусловлена общественными и личны­ми потребностями, уровнем социально-экономического, культур­ного и научно-технического развития общества. Например, переход нашей страны к рыночным отношениям создает условия для разви­тия различных видов предпринимательской деятельности (коммер­ческой, производственной, финансовой, посреднической и т.д.)

Различают четыре основных вида деятельности людей: общение, игры, познание и труд. Все эти виды деятельности носят развиваю­щий характер, т.е. при активном участии в них человека, начиная с детского возраста, происходит его интеллектуальное, нравствен­ное, эмоциональное, эстетическое и физическое развитие.

Если за основу классификации взять главные сферы общественной жизни, то вде виды трудовой и познавательной деятельности можно включить в следующие группы: 1) материально-производственную, в том числе и сферу торговли и услуг; 2) духовную; 3) социально-политическую; 4) управленческую; 5) социальное воспроизводство лю­дей (воспитание, обучение, профилактика заболеваний и лечение).

Материально-производственная деятельность (труд) людей охва­тывает всю сферу народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и является главным условием существо­вания общества.

К видам духовной деятельности относятся учебно- и научно-познавательная деятельность, включая самообразование личности, а также ценностно-ориентационная (оценка событий, явлений, предметов, поведения людей и т.д.; мотивация своих действий и по­ступков; выработкажизненных планов, ориентации), эмоционально-чувственная (переживания, сопереживание, выражение чувств и эмоций) и художественно-эстетическая (приобщение к искусству и литературе, художественное творчество, восприятие красоты окру­жающего мира и т.д.) деятельность.

Психологические исследования деятельности связаны с именами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Галь­перина, В.В. Давыдова и других известных психологов нашей стра­ны. Анализируя структуру деятельности, психологи выделяют сле­дующие компоненты: субъект, его потребности, мотивы и цели; средства, предмет, процедуру и продукт (результат деятельности). Для любой предметной деятельности необходимы определенные условия.

Понятие «субъект деятельности» соотносится с понятием «лич­ность». Субъект деятельности (личность) должен обладать знания­ми о предмете, цели, средствах и способах выполнения деятельно­сти. Эти знания составляют ориентировочную основу деятельности. В коллективной (групповой) деятельности в роли субъекта высту­пает социальная группа. К активности субъекта побуждают цель и мотив деятельности. Цель деятельностиполучение предпо­лагаемого результата, идеального образа продукта деятельности. Мотивы — это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, ин­тересы, влечения, эмоции, убеждения, установки и другие свойства личности.

Предмет деятельностиэто то, на что она направлена, что явля­ется исходным материалом, подлежащим преобразованию. Предметом трудовой деятельности рабочих, например, выступают сырье, мате­риалы, металл и т.д. В духовной сфере предмет деятельности - это знания, образы, общественное сознание, мировоззрение, психика человека и др. Предмет деятельности - это то, что субъект имеет к началу своей деятельности и что должно превращаться в ее про­дукт. В соответствии с определением «продукта деятельности» же­лаемый продукт есть его трансформация.

Различают два вида продукта - основной и побочный. Основной продукт есть превращенная форма предмета деятельности; при этом различаются запланированный (желаемый) продукт и неудавший­ся продукт (например, брак). Побочный продукт характеризуется по своему происхождению отнесенностью к тому или иному структур­ному элементу — субъекту, объекту, средствам или внешним услови­ям. Например, в образовательном процессе, помимо формирования знаний и умений студентов (основной продукт), происходят изме­нения их психических свойств или состояния (побочный продукт). Между двумя полюсами— предметом и продуктом - обычно суще­ствует то или иное число переходных форм - «полуфабрикатов». Каждая из них является одновременно предметом деятельности (по отношению к последующей форме) и ее продуктом (по отношению к предыдущей).

К средствам деятельности относятся материальные объекты (ору­дия труда, носители информации) и идеальные средства (информа­ция, язык, методы, символы, схемы и т.д.).

Процедура деятельности - это технология, способы получения же­лаемого продукта. Информация о процедуре деятельности содержит­ся или в памяти субъекта, или фиксируется на материальных носите­лях в виде программ или алгоритма. Процедуру деятельности следует отличать от процесса деятельности. Процесс деятельности есть ре­альное движение совокупности материальных объектов. Это одновре­менное функционирование и взаимодействие субъекта, предмета и средств деятельности, а процедура деятельности определяется как способ (правила, методика) изменения всех этих структурных мо­ментов, приводящих к желаемому результату, т.е. получению опреде­ленного продукта с заданными свойствами.

Процесс и результаты (продукт) деятельности суть изменения в материальном мире или в духовной сфере (например, новые зна­ния в образовании). Такую преобразующую деятельность может совершать только субъект, обладающий необходимыми знаниями и умениями. Процесс деятельности включает в себя действия и опе­рации. Действие является морфологической единицей любой дея­тельности. Как отмечает А.Н. Леонтьев, «человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий... дея­тельность обычно осуществляется некоторой совокупностью дей­ствий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели» [72, с. 154]. Действие как структурная часть деятель­ности побуждается ее мотивом и соотносится с определенной целью. Единство цели и условий ее достижения является задачей, решением которой выступает действие. Каждый конкретный вид деятельности совершается путем реализации определенных действий. Например, готовясь к докладу, руководитель выполняет следующие действия: изучает документы организации и литературу, систематизирует мате­риал, составляет план-конспект, подготавливает средства наглядно- сти и др. Любое действие складывается из операций - умственных, перцептивных, двигательных и др. Согласно А.Н. Леонтьеву, опе­рацииэто способы действия, отвечающие определенным условиям, в которых дана его цель. Одна и та же операция может входить в раз­ные действия, и, наоборот, одно действие может быть реализовано разными операциями.

Любая деятельность направлена на созидание конкретного матери­ального или духовного продукта. А. Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность - это ма­териальная, чувственно-предметная деятельность, а внутренняя - это деятельность по оперированию образами, представлениями о предме­тах (умственная деятельность). Эти виды деятельности тесно связаны: прежде чем осуществить внешнюю, практическую деятельность, че­ловек продумывает ее цели, средства, процедуру и др., т.е. определяет ориентировочную основу деятельности.

Анализ деятельности как объекта изучения показывает, что она характеризуется рядом особенностей, основными из которых явля­ются следующие:

1)общественно-исторический характер деятельности;

2)предметность деятельности;

3)целенаправленность и мотивированность деятельности;

4)опосредованный характер деятельности;

5)продуктивный характер деятельности;

6)иерархичность, структурированность деятельности;

7)процессуальный характер деятельности.

Разумеется, человеческая деятельность связана с такими сферами личности (субъекта деятельности), как эмоции и чувства, нравствен­ность, культура (эстетика), здоровье, знания, умения, способности, интересы и т.д. Именно в различных видах деятельности формируют­ся, развиваются и проявляются качества личности, осуществляются творческий потенциал, самореализация, самовыражение личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: