double arrow

Система статистической отчетности в правоохранительных органах, судах и органах юстиции

Статистическая отчетность органов МВД, прокуратуры и судов представляет собой систему взаимосвязанных показателей, которые дают целостную картину деятельности этих органов, подробно освещают все стадии уголовного и гражданского процессов.

Формирование статистической отчетности по преступности осуществляется, как уже упоминалось, учетно-регистрационными подразделениями (информационными центрами МВД, ГУВД, УВДТ) МВД России.

Формирование статистической отчетности производится путем включения в статистические отчеты всех взятых на централизованный учет преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел.

ГИЦ МВД России формирует статистическую отчетность о преступности в стране по преступлениям, расследуемым органами прокуратуры (в том числе и военной), МВД, ФСКН и ФТС России.

Статистическую отчетность по делам, расследуемым следователями и дознавателями системы органов федеральной службы безопасности, формирует ФСБ России.

Районные суды общей юрисдикции осуществляют статистический учет преступлений и лиц, их совершивших, по уголовным делам, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (дела частного обвинения - ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК).

Постановлением Госкомстата России 20 апреля 2000 г. № 31 «Об утверждении форм единой государственной системы регистрации и учета преступлений» (№ 1-Е) утверждены и введены в действие следующие формы федерального государственного статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым не централизованы в органах государственной статистики (полугодовые с отчета за первое полугодие 2000 г.), касающиеся правоохранительных органов:

Отчет о следственной работе (№ 1-Е) - представляется районными, городскими прокуратурами, следственными подразделениями, ГРОВД, органами ФСКН России. Он включает показатели, которые сгруппированы в 12 разделов. Из них можно узнать о: оконченных следователями и органами дознания делах без повторных по видам преступлений; о работе следственного аппарата и органов дознания МВД (с повторными делами); о сроках расследования; о делах по преступлениям несовершеннолетних и при их соучастии (без повторных); о дополнительном расследовании; и его результатах дополнительного расследования дел (с повторными); о количестве задержанных подозреваемых в совершении преступлений; об основаниях прекращения дел (без повторно прекращенных).

Отчет о следственной работе таможенных органов (№ 1-Е (ФТС) - представляется таможенными прокурорами, начальниками таможен и региональных таможенных управлений - включает два раздела:

раздел 13. Дела органов дознания Федеральной таможенной службы России (без повторных по видам преступлений);

раздел 14. Работа органов дознания Федеральной таможенной службы России (с повторными делами).

Отчет о следственной работе органов безопасности (№ 1-Е (ФСБ) - представляется начальниками территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках, прокурорами субъектов РФ и военными прокурорами. Содержит два раздела:

раздел 15. Оконченные следователями Федеральной службы безопасности РФ дела (без повторных по видам преступлений);

раздел 16. Работа следственного аппарата и органов дознания Федеральной службы безопасности РФ (с повторными делами).

Ряд отчетов носят внутриведомственный характер. Так, в органах внутренних дел введены следующие отчеты:

o оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений - форма 1 -А. Этот отчет телеграфный месячный представляют МВД, ГУВД, УВДТ в ГИЦ МВД России к 4-5-му числу месяца, следующего после отчетного периода;

o отчет о состоянии преступности в республиканских, краевых и областных центрах по форме 1-ГОР. Он состоит из одного раздела, в котором отражается общее количество зарегистрированных преступлений, уголовные дела о которых находились в производстве на начало года или зарегистрированы в отчетном периоде.

В органах внутренних дел и прокуратуры установлены и другие формы отчетности, отражающие различные стороны их деятельности.

Кратко остановимся на статистической отчетности судебных органов, освещающей своими показателями деятельность судов по рассмотрению уголовных и гражданских дел.

Основным звеном судебной системы является районный суд, с которого и начинается формирование судебной статистической отчетности1. Именно по этой причине отчетность районного суда - самая подробная по сравнению с отчетностью апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.

Районные суды представляют статистические отчеты в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Федерации по следующим основным формам:

форма № 1 - отчет о работе судов первой и апелляционной инстанций по рассмотрению уголовных дел;

форма № 1-АП - отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях;

форма № 2 - отчет о работе судов первой и апелляционной инстанций по рассмотрению гражданских дел;

форма № 4 - отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений.

Эти отчеты содержат такие показатели, по которым можно судить не только о количестве и характере судебных дел, рассмотренных судами, но и об оперативности правосудия, профилактической работе судей, суммах материального ущерба от преступлений и т.д.

Областные (краевые, городские, автономных областей, окружные) суды также составляют статистические отчеты, в частности по следующим формам:

форма № 1 и форма № 2 - отчеты, аналогичные отчетам по этим формам районных судов, т.е. отчеты о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции;

форма № 6 - отчет о работе по рассмотрению уголовных кассационных дел;

форма № 7 - отчет о работе по рассмотрению гражданских кассационных дел;

форма № 8 - отчет о работе по рассмотрению уголовных надзорных дел;

форма № 9 - отчет о работе по рассмотрению гражданских надзорных дел.

Название статистических отчетов раскрывает их содержание.

Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ составляет отчеты по аналогичным формам, что и нижестоящие суды, с той лишь разницей, что отчеты по формам № 8 и № 9 составляются раздельно о работе: а) Судебной коллегии по уголовным делам по первой и кассационной инстанции, б) Кассационной палатой; в) Судебной коллегией по гражданским делам по первой инстанции и в кассационном порядке; г) Кассационной палатой; д) Президиума в порядке надзора.

Ведение судебной статистики в судах общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ[7] Он осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краев и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов всех инстанций в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия. На Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его подразделения - управления (отделы) на местах возложена разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов, ведение их статистического и персонального учета, делопроизводства и работы архива, а также ведение судебной статистики. При составлении сводного статистического отчета указанные подразделения Судебного департамента взаимодействуют с соответствующими управлениями (отделами) органов юстиции.

В арбитражных судах РФ организация учета и статистической отчетности возложена на организационно-контрольное управление и пресс-службу ВАС РФ.

Статистическая отчетность органов юстиции (нотариальных контор, загсов, коллегии адвокатов и судебно-экспертных учреждений) так же, как и отчетность судов предназначена для анализа состояния деятельности этих органов.

В отличие от форм статистической отчетности заложенная в документах первичного учета информация более динамична: признаки, характеризующие зафиксированные явления и факты, могут соотноситься и изучаться в любом сочетании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: