Понятие и задачи первичного учета - основы единого учета преступлений

Исходным моментом всякой законченной статистической работы, является статистическое наблюдение, состоящее в характеристике каждой единицы совокупности (преступник, преступление, истец, ответчик и др.) заранее установленными признаками. Поэтому правильная организация первичного учета, обеспечивающая точную и своевременную регистрацию каждой единицы совокупности, - необходимое условие для составления научно обоснованных статистических отчетов о преступности, судимости, административных правонарушениях, деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов по поддержанию в стране режима законности.

В практическом плане контроль над преступностью начинается с регистрации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях. Она выступает толчком последующих действий компетентных органов и должностных лиц - принятия мер реагирования в установленном федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами порядке (возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела либо передача сообщения по подследственности или в суд (по делам частного обвинения).

В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах внутренних дел при рассмотрении сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях МВД России утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях[6].

Инструкция устанавливает единый порядок осуществления указанных действий в органах внутренних дел с сообщениями о преступлениях и иной поступающей информацией о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

Указанный порядок включает:

1. прием информации о преступлениях и правонарушениях;

2. регистрацию информации о преступлениях и правонарушениях;

3. проверку изложенных фактов в зарегистрированных сообщениях о преступлениях и иной информации о правонарушениях и принятие решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и иными нормативными правовыми актами МВД России.

В зависимости от содержания и формы поступления (обнаружения) вся информация о преступлениях и правонарушениях подразделяется на:

¨ сообщения о преступлениях - устные и письменные заявления о преступлениях и явки с повинной, которые подаются непосредственно заявителями; сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из иных (кроме указанных) источников; непосредственное обнаружение признаков преступления сотрудниками органов внутренних дел (рапорт об обнаружении преступления);

¨ иную информацию о правонарушениях (происшествиях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности), поступившую по телефону, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи (далее - иная информация).

Прием сообщений о преступлениях и иной информации вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления осуществляется в любом органе внутренних дел.

Информация, поступившая по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируется, изучается начальником органа внутренних дел и при наличии признаков преступления в обязательном порядке незамедлительно регистрируется в дежурной части органа внутренних дел.

Сообщения о преступлениях или иную информацию обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел и вне органов внутренних дел и действовать в соответствии с требованиями, установленными ст. 18 Закона «О милиции».

Устное сообщение о преступлении, сделанное при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, о ранее не зарегистрированном преступлении заносится в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Регистрация сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется круглосуточно в дежурной части органов внутренних дел непосредственно при их поступлении. См. приложение 5.

Сбор полноценной, высококачественной информации о преступности невозможен без научно организованного первичного учета - основы единого учета преступлений. Первичный учет преступлени й - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о преступности и мерах социально-правового контроля над ней и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета преступлений, лиц, их совершивших, и процессуальной деятельности органов уголовной юстиции на этом направлении.

Основными задачами первичного учета являются:

1. формирование полной и достоверной информации об объектах статистического наблюдения;

2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям статистической отчетности для решения практических и научных задач в области социального контроля над правонарушениями.

Осуществляемая в органах уголовной юстиции система единого учета преступлений в ведомственных документах именуется централизованным учетом. Централизованная система учета предполагает, во-первых, единое организационное и методическое руководство этой работой и, во-вторых, собственно единый учет всех без исключения преступлений и лиц, их совершивших, независимо от ведомственной подчиненности органов, производящих обнаружение, раскрытие преступлений, дознание и расследование уголовных дел.

Единый учет преступлений состоит из первичного учета, регистрации и включения в статистическую отчетность предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний (преступлений), лиц, их совершивших, потерпевших от преступлений лиц, а также уголовных дел, материалов о преступлениях, разрешенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Первичный учет преступлений заключается в фиксировании прокурором, следователем или работником дознания основных сведений о преступлениях, об обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступлений лицах, а также о потерпевших от преступлений лицах, об уголовных делах (материалах) на учетных карточках (документах первичного учета) по утвержденной форме - единой для органов прокуратуры, внутренних дел, ФТС и ФСКН России и их регистрацию в установленном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: