Показатели технологического обмена

Технологическое развитие промышленного производства может базироваться на собственном инновационном потенциале предприятий либо на приобретении технологий со стороны. Важным аспектом является совершенствование системы коммерциализации технологий – механизмов передачи и приобретения технологий на внутреннем и мировом рынках, расширение источников получения технологической информации, формирование соответствующей инфраструктуры. В связи с этим важным объектом изучения в статистике инноваций становится технологический обмен, охватывающий сделки по приобретению и передаче научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции как на бездоговорной основе, так и на условиях, определенных договором, заключенным между сторонами.

Сделка по приобретению либо передаче технологии может осуществляться как в пределах одной страны, так и являться международной операцией, когда технология передается через национальные границы из одной страны в другую. При этом возможны различные коммерческие и некоммерческие формы реализации таких сделок. Учитывается количество приобретенных и переданных технологий (с выделением случаев, когда партнерами российских предприятий являются компании из стран СНГ или дальнего зарубежья) по следующим формам приобретения (передачи):

· патентные лицензии, права на патенты;

· результаты исследований и разработок (из них по контрактам либо выполненные совместно);

· ноу-хау, соглашения на передачу технологий;

· покупка (продажа) оборудования (в случае, если технология передается в укомплектованном виде);

· покупка (продажа) предприятия либо его части;

· целенаправленный прием на работу квалифицированных специалистов;

· вклад объектов промышленной собственности в уставный фонд предприятия;

· получение технологий в составе предоставленных инвестиций;

· лизинг;

· приобретение технологий через организацию совместных предприятий.

2.4. Показатели результатов инновационной деятельности.

Оценка результатов инновационной деятельности представляет непосредственный интерес для всех уровней управления — от предприятий, заинтересованных в осуществлении такой инновационной стратегии, которая обеспечила бы им наибольшую прибыль, до федеральных министерств и ведомств, отвечающих за научно-техническую и инновационную политику в стране. Она имеет существенное значение и для деловых кругов при выборе перспективных инвестиционных проектов.

Статистика выработала достаточно надежные подходы к оценке влияния технологических инноваций на результаты деятельности предприятий и использование факторов производства. Прежде всего, это определение динамики продаж за счет осуществления инноваций. Для ее расчетов используется показатель объема инновационной продукции — в отпускных ценах предприятий без налога на добавленную стоимость, спецналога и акцизов (в 1999 г. он составил 84.4 млрд. руб.). Исходя из этого определяется удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции. Эта доля не превышала 10%, что в 7-8 раз ниже, чем в ведущих зарубежных странах.

Общий объем отгруженной продукции предприятия рассматривается также по стадиям ее жизненного цикла (освоения, наращивания объемов производства, стабилизации выпуска продукции, снижения объемов производства), что дает возможность оценить структуру производства с позиций технологического обновления продукции и его перспективы.

Показатели, характеризующие влияние инноваций на результаты деятельности предприятий, измеряются суммой прибыли от реализации инновационной продукции и ее долей в общей сумме годовой прибыли. Результаты инновационной деятельности проявляются также в изменении затрат производственных ресурсов. В связи с этим используются показатели, отражающие снижение издержек производства в результате внедрения инноваций за счет сокращения затрат на оплату труда, материалы, энергию и др., повышения фондоотдачи и прочих факторов.

Оценка результативности инновационной деятельности органично сочетается с изучением факторов, препятствующих ее осуществлению. Анализ проблем предприятий имеет серьезное значение для выявления узких мест в инновационном процессе, выработки мер по повышению его эффективности. Статистика предусматривает оценку значимости подобных факторов.

В исследовании 1998 г. руководством предприятий оценивались негативные факторы, препятствующие инновационной деятельности по шкале: «основные или решающие», «значительные» и «малозначительные или малосущественные».

«решающие» «значительные

экономические: недостаток собственных денежных средств 2896 972

недостаток финансовой поддержки со стороны государства 1512 1156

низкий платежеспособный спрос на новую продукцию 664 1135

высокая стоимость нововведений 1119 1302

высокий экономический риск 562 1003

длительные сроки окупаемости инноваций 506 1107

производственные: низкий инновационный потенциал предприятия 618 872

недостаток квалифицированных кадров 200 645

недостаток информации о новых технологиях 178 836

недостаток информации о рынках сбыта 215 815

невосприимчивость предприятия к нововведениям 127 383

недостаток возможностей для кооперирования с другими

предприятиями и научными организациями 189 698

другие факторы: отсутствие необходимости в нововведениях 164 298

недостаточность правовой базы 298 796

неопределенность сроков инновационного процесса 128 625

неразвитость инновационной инфраструктуры 281 879

неразвитость рынка технологий 289 948


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: