Показатели статистики инноваций

В современной теории экономическое развитие описывается как переход экономической системы из одного равновесного состояния в другое, и источником такого перехода является, по выражению Й.Шумпетера, «возникновение новых вещей»[35], или инноваций. Инновации представляют собой новые или усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, либо новые подходы к социальным услугам. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа. Экономическая теория различает пять типов инноваций: введение нового продукта; введение нового метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. Обеспечивая внедрившему их предпринимателю избыточную прибыль, инновации нарушают экономическое равновесие, которое впоследствии восстанавливается на новом, более высоком, уровне развития под влиянием конкуренции.

Статистика инноваций – новый раздел статистики науки, призванный отразить процессы создания, внедрения и распространения на рынке новых (либо усовершенствованных) продуктов, услуг, технологических процессов. Основные задачи статистики инноваций охватывают 1) измерение ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, 2) оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их, 3) анализ влияния инноваций на результаты деятельности предприятий[36].

Возникновение статистики инноваций в ведущих индустриальных государствах было связано с усилением внимания к вопросам технологического развития как фактора конкурентоспособности компаний, отраслей, стран. Скоординированные усилия по стандартизации предприняты под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития. Основные положения методологии изучения инновационной деятельности сформулированы в так называемом «Руководстве Осло»[37].

Переход российской экономики на рыночные отношения не мог не повлиять на механизмы функционирования науки и ее связи с производством. Финансирование науки, особенно в части прикладных исследований и разработок, все в большей мере определяется спросом со стороны отраслей и предприятий. С другой стороны, инновационная деятельность выступает как составная часть промышленной деятельности и реализуется посредством различных форм передачи технологий — овеществленных (в виде машин и оборудования) и неовеществленных (патенты, лицензии, ноу-хау, услуги технологического содержания и др.). В то же время инновационная активность предприятий сдерживается многочисленными объективными и субъективными трудностями (недостаточными финансовыми возможностями, высокой степенью риска, отсутствием собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-технической и маркетинговой информации и т.п.). Таким образом, анализ тенденций и прогнозирование развития как науки, так и промышленности становятся невозможными без изучения инноваций.

Следует иметь в виду, что действующие в настоящее время международные нормы сбора статистических данных об инновациях, разработаны применительно только к технологическим инновациям. Они представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового (или усовершенствованного) продукта, уже внедренного на рынке, нового (или усовершенствованного) технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно, различаются два типа технологических инноваций — продуктовые и процессные — которые в свою очередь классифицируются по степени новизны.

Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) могут служить микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. Но в обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.

Нововведения в области организации и управления производством, информационных технологий, коммунальных и социальных услуг не рассматриваются в составе технологических инноваций.

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются по следующим признакам: продуктовые инновации — применение новых материалов; применение новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты); процессные инновации — новая технология производства; более высокий уровень автоматизации; новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). С позиций новизны рынка различаются инновации, новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Единицей отчетности являются инновационно-активные предприятия. Их определяют по расширенному кругу признаков. 1) внедрение новых или усовершенствованных продуктов (появления на рынке), 2) внедрение новых или усовершенствованных технологических процессов (реализации в рамках того или иного производственного процесса), кроме того, участие в других видах инновационной деятельности – 3) выполнение исследований и разработок; 4) приобретение патентных и беспатентных лицензий; 5) проведение маркетинговых исследований. То есть учитывается также осуществление определенных видов деятельности, связанных с начальными и промежуточными стадиями внедрения.

Вообще инновационную деятельность характеризуют шесть ее видов:

· производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов и процессов;

· технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, осуществление изменений в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса; пробное производство или испытания, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

· приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, патентных лицензий на использование изобретений, промышленных образцов и полезных моделей; результатов исследований и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау, соглашения на передачу технологий) и услуг технологического содержания (инжиниринговых, консультативных и др.);

· приобретение овеществленной технологии — машин и оборудования, по своему технологического содержанию связанных с внедрением на предприятии продуктовых или процессных инноваций;

· подготовка и переподготовка персонала в связи с применением новых технологий и оборудования;

· маркетинг новых продуктов, исключая развертывание дистрибьюторских сетей.

Уровень инновационной активности предприятий определяется как отношение количества инновационно-активных предприятий к общему числу обследуемых за определенный период времени предприятий в стране, отрасли, регионе.

В России на данный момент времени таких предприятий 1594, а уровень инновационной активности 6.2% (в Германии он составил 82.5%, Швеции 75.3%, Австралии 60.8%). За 10 лет этот показатель снизился в десять раз, с 60% в 1989 г. Первое падение было уже в 1992 г. (16%), второе – в 1995 г. – (5.6%). Только в трех отраслях этот показатель традиционно выше – в металлургии (16.7%), химической промышленности (14.8%) и машиностроении (14.1%).

И все же, несмотря на всю многоплановость проблем внедрения, сложность формирования благоприятного психологического климата в коллективах, инновации в той или иной мере превратились в объективную жизненную необходимость для большинства производств. За десятилетия впервые можно сказать, что предприятия открыты для инноваций, дело только за правильно выбранной стратегией и требуемыми для ее осуществления средствами. Поэтому поставлена задача исследования целей инновационной деятельности. В их числе выделяются 1) замена снятой с производства устаревшей продукции, 2) расширение ее ассортимента и повышение качества, 3) сохранение традиционных либо создание новых рынков сбыта, 4) снижение издержек производства, 5) улучшение условий труда, 6) сокращение загрязнения окружающей среды.

2.1. Показатели источников информации об инновациях.

В 1998 г. руководители предприятий давали оценку источников информации для каждой инноваций по шкале: «основные или решающие», «значительные» и «малозначительные или малосущественные». Группировка самих источников была следующая:


(Число упоминаний как «решающие» + «существенные»)

внутренние: внутри одного предприятия 975

внутри группы предприятий, объединения 454

внешние коммерческие источники: поставщики 604

потребители 755

конкуренты 494

консалтинговые и информационные фирмы 175

научные организации: академического профиля 108

отраслевого профиля 578

вузы 124

общедоступная информация: Роспатент 378

конференции и семинары 451

научно-техническая литература 977

выставки, ярмарки, реклама 1202

Чаще всего назывались общедоступные источники (выставки научно-техническая литература) и источники внутри предприятия, которые, кстати, лидируют как «решающие», в то время как первые два источника лидируют только как «значительные». На втором месте – коммерческие источники (потребители, поставщики, конкуренты) и научные организации отраслевого профиля. Пока еще не развернули свою деятельность консалтинговые фирмы. Слабо влияют академические научные организации и вузы.

2.2. Показатели затрат на технологические инновации и технологического обмена

Показатели затрат на технологические инновации занимают центральное место в статистике инноваций. Это обусловлено их экономической значимостью, важностью для оценки состояния и перспектив технологического развития.

Затраты на технологические инновации представляют собой фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, выполняемой в масштабе предприятия (отрасли, региона, страны). В 1999 г. их размер составил 24.5 млрд. руб., он оценивается как незначительный.

Причем это в основном были внутренние средства предприятий (84.5%), доля бюджетных ассигнований всего 3.9%.

Удельный вес затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции составил 1.06%, тогда как в Швеции эта доля 7.08%, Финляндии 4.34%, Германии – 4.10%.

Для решения широкого круга аналитических задач используются различные группировки затрат, на основе которых появляется возможность сделать выводы о структуре и источниках образования финансовых ресурсов инновационной деятельности, сложившихся пропорциях между отдельными ее видами, целевой ориентации инновационной стратегии предприятий.

В зависимости от вида инновационной деятельности выделяются затраты на:

· научные исследования и разработки;

· приобретение прав на патенты, лицензий;

· приобретение беспатентных лицензий (ноу-хау, технологий, иных научно-технических достижений, не защищенных охранными документами) у сторонних предприятий, организаций, частных лиц;

· приобретение программных средств;

· производственные проектно-конструкторские работы;

· технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания;

· подготовку и переподготовку персонала в связи с внедрением технологических инноваций (работой по новым технологиям и на новом оборудовании);

· маркетинговые исследования;

· капитальные вложения в приобретение машин и оборудования, прочих основных фондов;

· прочие затраты (на оплату услуг технологического содержания, консультаций привлеченных специалистов и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: